За этими разрушенными фронтонами тяжело рассмотреть величие и роскошь дворца Сангушко.

Как ни парадоксально, но то, что мы насколько любим путешествовать, многие поняли как раз во время карантина. Когда далекие поездки и перелеты стали невозможны, начали задумываться над тем, что неплохо было побывать хотя бы в двадцати-тридцати километрах от дома. Оказывается, и там есть на что посмотреть.

Хмельнитчина могла бы стать меккой для туристов. Ведь по количеству исторических и архитектурных памятников область — среди лидеров в стране. Замки, крепости, старинные церкви и сооружения разбросаны по всему краю. Не говоря о целых городах и городках, которые могут быть жемчужинами на туристической карте страны...

Ну вот, казалось бы, наконец наступило и их звездное время. Но море туристов так и не выплеснулось на их берега. Почему?

Ответ на этот вопрос в который раз попытались найти в ОГА в ходе заседания рабочей группы, разрабатывающей программы развития туризма в области на следующих пять лет. Она должна стать важной составляющей общей стратегии развития края на 2021—2027 годы.

—Хмельнитчина обладает значительными возможностями для развития туристического и рекреационного потенциала. Рост спроса на внутренний туризм, в том числе зеленый, сельский и оздоровительно-лечебный повысит популярность памятников культурного наследия, объектов природно-заповедного фонда, курортов и будет побуждать к дальнейшей популяризации местных традиций и промыслов, — убежден первый заместитель председателя ОГА Роман Примуш. — Но сейчас туристско-рекреационный потенциал области используется недостаточно. И это объясняется особенностями регионального хозяйствования и слабой промоцией региона в Украине и за ее пределами.

Но только ли это сдерживает гостей?

Надо иметь, что показать

Казалось бы, здесь проблем не должно быть. Список только памятников архитектуры национального значения насчитывает почти 230 позиций. Но все ли они интересны для туристов?

Как ни досадно, приходится признать, что значительное количество объектов находится не просто в непривлекательном, но даже в аварийном состоянии. Время от времени приходится слышать, что где-то разрушаются ограды, рушатся крыши, падают башни...

Не так давно такое известие поступило и из Изяслава. Обрушилась стена во дворце Сангушко. Теперь в ней зияет отверстие в полсотни квадратных метров!

В XVII веке новопостроенный дворец засиял роскошью и богатством, демонстрируя величие его хозяев. Теперь о его красоте остается лишь догадываться, поскольку перед глазами возникает разрушенное аварийное сооружение. На этом фоне даже последний обвал не кажется чем-то поражающим. Трещины идут по многим стенам здания, и только вопрос времени, когда упадет следующая.

Латать дыры, укреплять стены, ремонтировать и реставрировать здание надо было уже давно. Но все упирается в средства. Нужных миллионов нет ни в городской, ни в районной казне. Область тоже не может поддержать финансово этот объект. Памятник общенациональный — поэтому и ответственность за него должно нести государство. А у него до этого дворца руки не доходят. И неизвестно, когда дойдут.

Поэтому единственное, что смогли сделать в Изяславе местные власть имущие после аварии, это собрать комиссию, составить акт о разрушении, передать данные в областное управление культуры... А теперь хотят обратиться за помощью в Министерство культуры. Причем речь не идет о финансировании масштабных работ — надо хотя бы огородить аварийное сооружение, ставшее опасным.

Кто должен взяться за все это, непонятно. Ведь оказывается, что у дворца даже нет владельца. Формально он не принадлежит территориальной громаде. А лишь владелец может заказать документацию на ремонтные работы, просить о выделении средств да и вообще нести ответственность за исторический памятник. Следовательно, какова его дальнейшая судьба, непонятно.

Часть местных жителей убеждена, что о восстановлении дворца уже не может быть и речи, дескать, зачем вкладывать действительно огромные средства в эти руины. Но есть и другое мнение. Дворец — это не просто часть истории города. Это еще и интересный инвестиционный объект. Если бы его удалось восстановить, он был бы не менее интересным, чем самые величественные дворцы многих европейских столиц. А если так, то и перспектива успешного туристического бизнеса была бы вполне реальной.

Сегодня в городе насчитывается почти полутора десятка исторических памятников общегосударственного значения. Найти столько же успешно работающих предприятий трудно. А следовательно, вложения в туристический бизнес можно считать куда перспективнее, чем в любую отрасль.

Теоретически все понятно. Но на практике мало что меняется — дворец разрушается десятилетиями, и все вокруг только разводят руками. Если ситуация не улучшится, сложно сказать, сколько еще проживут эти разрушенные здания. А не станет их — о каких туристических прелестях можно будет вести речь?

Не крепостями едиными

Если вернуться к туристической стратегии края, то она может быть многовекторной, и не ограничиваться лишь историческими и архитектурными объектами. Сельский туризм — яркий пример того, чем можно прельстить туристов: великолепные пейзажи, здоровая еда, гостеприимные хозяева — кажется, это и все, что нужно для успешного бизнеса. Так думали и в Грицеве, что в Шепетовском районе, когда создали один из первых не только в области, но и в стране кластер сельского туризма. И сначала все шло хорошо. В селе появилось несколько агроусадьб, которые готовы были принимать не только отечественных, но и заграничных гостей. Казалось, вот наконец найдена золотая жила, которая поможет не только отдельным семьям, но и всей громаде выйти на новый уровень. Но нет. Со временем все начало приходить в упадок. В прошлом году из девяти агроусадеб свой бизнес продолжили только три. О том, какой удар предпринимательству нанесла эпидемия в этом году, уже и говорить не приходится.

Тому, что распался кластер, а у местных жителей исчезла предпринимательская заинтересованность, поспособствовало много разных факторов. Кто-то говорит о том, что не стало лидера, который поддерживал бы огонь этой идеи. Кого-то не удовлетворяют полученные прибыли. А для кого-то стало понятно, что потенциала местных предпринимателей мало, чтобы помочь развитию населенного пункта. А без этого невозможно вести речь о дальнейшей популяризации Грицева.

Словом, даже у тех, кто с большим энтузиазмом брался за это дело несколько лет назад, опустились руки. Продолжать его без какой-либо поддержки предприниматели уже не могут, да и не хотят.

Хотя идея все еще витает в воздухе. Некоторые филиалы службы занятости даже проводили семинары, где безработных учили, как организовать сельский туризм. Во время обучения все выглядит просто: надо убрать в доме, наварить вкусного борща, научиться хоть какому-то ремеслу, чтобы демонстрировать и учить этому приезжих, выучить хоть несколько местных песен или заиграть на сопилке...

Но готовы на все это смотреть туристы? И или хочет платить за это? А главное — смогут ли добраться до живописных уголков. Ведь многие из них в такой глуши...

В департаменте экономического развития, курортов и туризма ОГА считают, что успешному развитию туризма мешает отсутствие эффективного менеджмента на местах. Для улучшения управления отраслью даже предложили разделить область на пять локальных центров туризма со своими «туристскими магнитами». И в этом есть рациональное зерно. Но одного магнита мало, чтобы заработал большой и сложный механизм.

Дороги, удобный транспорт, развитая торговля и сфера услуг, отели и достойные заведения питания, возможность медицинского обслуживания — без всего этого не заработает туристический бизнес.

Одной «ценности» — исторической, архитектурной, природной или даже кулинарной — мало. Сначала хорошо должна жить вся территория и уверенно развиваться ее громада. Только успешные и богатые могут владеть реальными ценностями, которыми хотят любоваться другие. В руках нищих они теряют всю свою ценность и привлекательность.


Туристы всегда остаются желанными гостями для Изяславщины.

Фото из архива Хмельницкой ОГА.