Новая книга «Слово про Антського короля Божа» известного писателя, исследователя украинской древности Вадима Пепы (на снимке справа) знакомит читателя с малоизвестными или даже совсем неизвестными широкой массе страницами нашей истории, возвращает к истокам рода, народа, государства. Поэт и сценарист, как и Тарас Шевченко в 1845 году в поэме «І мертвим, і живим, і ненарожденним землякам моїм в Украйні і не в Украйні моє дружнєє посланіє», задается вопросом: «Що ми? Чиї сини? яких батьків? Ким? за що закуті?» Ответ находит в глубинах своей генной памяти. Вадим Пепа ни на секунду не сомневается — его корни веками прорастали на берегах Днепра, отсюда его род, украинский народ. Писатель убежден — украинцы не пришли из Ирана или каких-то далеких степных пространств, они всегда — с первого появления людей на планете — жили здесь. Наш народ хоть в разные периоды истории и назывался по-разному — трипольцы, скифы, сколоты, киммерийцы, русичи (не одно название носило и наше государство), тысячелетиями врастал в эту землю, оставив в ней археологические следы своего существования, хозяйствования и культуры — мезинские музыкальные инструменты и украшения, вырезанные из бивней мамонтов, трипольскую терракоту, курганы, Змиевы валы, древнюю топонимику. А что оставили по себе орды половцев, нагайцев, монголо-татар, которые прошли по территории современной Украины? Ничего! Потому что никогда здесь долго не жили, были гостями, а не хозяевами, как автохтоны-украинцы.

Первый раздел книги «Гора Божа» писатель посвятил малоизвестной странице нашей истории — Антскому царству, могущественному политическому объединению древнеславянских племен, которые жили в лесостепной части Украины между Днестром и Днепром. Праукраинское государство просуществовало около трех веков — с начала IV до начала VII в. н. э. Михаил Грушевский называл Антское царство древнеукраинским государством, а антов — нашими предками, древними украинцами. Интересно, что уже в те времена анты имели демократическое устройство, которое в своих работах описали готский историк Иордан и византийский Прокопий Кессарийский. В частности, Прокопий писал, что «антами правит не один муж, а издавна они живут общественным правлением, и так все дела — добрые или лихие — решают сообща», на вече. Истории известны имена вождей антов — Бож, Мезамир, Ардагаст, Мусокий, Доброгаст и то, что у них было могущественное войско. За Иорданом готский король Винитар в одном из боев разбил антов и распял их короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами для устрашения, «чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных».

— Если верить преданиям, то в последней кровопролитной битве предки украинцев сошлись с готами около поселения Синява, а распяли правителя антов на правом берегу Роси, на горе, которая с конца IV в. н. э., когда правил Бож, так и называется — гора Божа, — отмечает писатель. — Неуничтожимая народная память вынуждена была ждать до 1996 года, чтобы почтить память антов, государство которых стало основой Киевского государства, — тогда на выезде из Синявы громада установила памятный знак «Народу антов — предкам украинцев от жителей Ракитнянщины». Это был голос национального сознания, которое ощущает поражение антов во главе с королем Божем как трагедию украинского народа, отбросившую на многие века развитие украинского этноса, — подчеркивает писатель.

Еще один раздел издания — «Таїни «Слова о полку Ігоревім» — писатель посвящает другой, не менее интересной и таинственной, странице нашей истории, походу Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев. Вадим Пепа убежден, что автор «Слова» при написании своего произведения обращается к уснопоэтическому творчеству, в котором народ оплакивает трагическую судьбу короля Божа.

Фото предоставлено автором.