В Институте законодательства Верховной Рады в дистанционном формате состоялась научно-практическая конференция по случаю 24-й годовщины Конституции Украины на тему «Конституционно-правовая модель «цифровой Украины».

К участию привлекались народные депутаты Украины, работники аппарата Верховной Рады Украины, органов государственной власти и местного самоуправления, ученые, представители высших учебных заведений и научных учреждений, международных и общественных организаций.

Для обсуждения предлагались следующие вопросы: конституционно-правовая парадигма цифровой трансформации государства; конституционные принципы информационного общества, конституционно-правовое регулирование цифровых прав человека; конституционные основы кибернетической безопасности Украины; цифровые трансформации в электронном правлении; проблемы внедрения цифровых технологий в демократические процессы в Украине.

Открывая дискуссию, народный депутат Украины, академик НАН Украины Александр Копыленко особенно отметил, что построение «цифровой Украины» стало важной составляющей предвыборной программы Президента Украины Владимира Зеленского. Реализация этой задачи зависит от построения правовой модели электронного государства, от надлежащего понимания процессов цифровизации и их внедрения в систему национального законодательства. По убеждению парламентария, законодательная деятельность Верховной Рады в данной и других сферах должна основываться на результатах научных исследований. Именно поэтому заслуживает поддержки начатый в Институте законодательства Верховной Рады Украины научный проект «Цифровое государство: правовые аспекты». Обмен идеями и подходами является важным этапом в подготовке комплексного исследования по очерченным вопросам.

И. о. директора Института законодательства Верховной Рады Украины, член-корреспондент НАН Украины Евгений Бершеда подчеркнул, что возможности информационно-коммуникационных технологий позволят активизировать демократические основы развития общества согласно Конституции Украины. Вместе с тем информатизация может создавать определенные риски — нарушение конституционных прав граждан, уклонение от уплаты налогов, незаконная торговля, киберпреступность. В этих условиях государство должно взять на себя ответственность по регулированию внедрения технологий во все сферы деятельности человека. О выделении информационного права в отдельную отрасль в научных кругах речь идет уже давно, а Институт законодательства Верховной Рады Украины готов стать площадкой для наработок в этой сфере.

Заведующий отделом Института законодательства, профессор Иван Мищак остановился на вопросах расширения возможностей коммуникации власти и общества, а также участия граждан в законотворчестве, в том числе путем воплощения инициатив, которые высказываются в электронных петициях. По результатам анализа электронных петиций докладчик выделил ряд проблемных аспектов, в частности низкий уровень структуризации общества в части защиты своих прав и законных интересов. В итоге даже надлежащим образом сформулированные и дельные предложения не получают достаточной поддержки. Значительная часть электронных петиций не содержит четких запросов или предложений, носит популистский или заполитизированный характер, который априори не предусматривает возможности для реализации. 

Заведующий отделом Института законодательства, кандидат юридических наук Татьяна Гладкова подчеркнула, что формирование электронной демократии — многовекторных интерактивных инструментов коммуникации между гражданами и властью — становится стратегически важным ценностным измерением развития демократического государства. Появляются беспрецедентные возможности для общественности по разработке и реализации государственной политики, а также для мониторинга деятельности власти и ее контроля.

Поддерживая высказанное мнение, заместитель заведующего отделом института, кандидат юридических наук Ирина Костицкая отметила, что необходимость установления контроля со стороны государства относительно использования современных информационно-коммуникационных технологий не должна нарушать конституционные гарантии прав граждан, касающиеся участия в общественной жизни, в частности при принятии соответствующих решений органами государственной власти и местного самоуправления.

Заведующий сектором Института законодательства, доктор юридических наук Ирина Куян сосредоточила внимание на конституционно-правовой парадигме цифровой трансформации государства в контексте обеспечения прав человека. По ее мнению, электронное правление делает государство более эффективным в плане количества и качества предлагаемых гражданам публичных (административных) услуг. Но цифровизация публично-сервисной составляющей государственной власти имеет и другой аспект.

В контексте виртуализации отношений в системе «власть — гражданин» важно, чтобы они не стали исключительно отношениями гражданина с WWW-ботами, что требует дополнительных гарантий защиты прав человека. Поэтому защита приватности, персональных данных в связи с ростом количества государственных реестров становится важной проблемой настоящего. Вообще охрана и защита таких баз данных носит комплексный характер: защита персональных данных, защита данных реестра от несанкционированного копирования, обеспечение нормального функционирования реестра согласно целевому назначению и т. д.

Главный научный сотрудник Института законодательства, профессор Борис Бабин отметил, что стремительное развитие общественных отношений предопределяет постепенный отход от устаревших форм функционирования системы судопроизводства, которые не согласовываются с темпами технологического развития. В связи с этим происходит переход от бумажного судопроизводства к электронному. Появляются новые понятия и категории, которые требуют правового урегулирования в отечественном законодательстве с учетом международного опыта.

Заместитель заведующего отделом Института законодательства, кандидат юридических наук Анна Кондратова проинформировала о перспективах имплементации в национальное законодательство международных стандартов кибербезопасности согласно Декларации цифровой взаимозависимости ООН «Цели устойчивого развития 2030 и законодательство ЕС». Отдельное внимание она уделила положениям Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС, предусматривающим обязательство Украины ратифицировать отдельные директивы ЕС в сфере информационной безопасности.

Заместитель заведующего отделом Института законодательства, кандидат юридических наук Тарас Скомороха отметил важность конституционного принципа тайного голосования, который закреплен международными стандартами, в частности статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьей 3 Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод. Кодекс надлежащей практики в избирательных делах, принятый Венецианской комиссией, определяет его среди основоположных принципов европейской избирательной практики. В последнее время в украинском обществе обсуждается вопрос внедрения электронного голосования на выборах и референдумах, что предусматривает и решение проблем идентификации личности избирателя. При подготовке концепции и законопроектов относительно электронного голосования должен соблюдаться общепризнанный принцип избирательного права тайного голосования, зарубежный опыт. Речь идет о правовых, эксплуатационных и технических стандартах электронного голосования, согласно которым оно должно быть таким же надежным и безопасным, как демократические выборы и референдумы, которые не предусматривают использования электронных средств.

Заведующий сектором Института законодательства, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Юрий Данилюк отметил, что распоряжением Председателя Верховной Рады Украины от 13 января 2020 года № 2 создана Рабочая группа по разработке проектов законов по вопросам народовластия, целью деятельности которой являются наработки, в частности, законопроекта о народной законодательной инициативе. Учитывая современные тенденции, в нем должно быть предусмотрено максимальное использование современных технологий в соответствующих процедурах. По мнению ученого, разработка такого законопроекта должна основываться, в частности и в части применения цифровых технологий, на изучении лучшего зарубежного опыта. При этом заслуживает внимания опыт Литовской Республики. Отмечалось, что применение новейших цифровых технологий в демократических процессах предусматривает защиту как персональных данных, так и систем от кибер-вмешательств.

Заведующий сектором Института законодательства Татьяна Кравцова отметила, что современные технологии (создание электронных реестров, электронных кабинетов предпринимателя и налогоплательщика и т. д.) способствуют реализации конституционных экономических прав граждан — права собственности, на труд и предпринимательскую деятельность, на информацию в экономической сфере. По ее мнению, дальнейшее развитие блок-чейн технологий обеспечит улучшение бизнес-климата в стране, большую открытость государства и общества, уменьшение уровня коррупции и общее улучшение имиджа Украины в мире.

Главный консультант Института законодательства, кандидат юридических наук Наталия Николаенко подчеркнула, что в реалиях настоящего такие виды инновационной деятельности, как информатизация и цифровизация, стали общепринятыми атрибутами организации жизни социума в мире в целом и в Украине в частности. Они нуждаются в изготовлении и внедрении новейшего подхода в вопросах обеспечения и защиты классических прав и свобод человека, среди которых базовым является конституционное право человека на информацию. Нужно принципиально переосмыслить традиционные правовые модели гарантирования и закрепления на нормативном уровне права человека на информацию в свете развития цифровых технологий, введя новую парадигму понимания его юридической природы, сущности и содержательного наполнения, которая объединит философские, социологические и теоретико-догматические знания о праве вообще и способна предложить модерный взгляд на понимание этого фундаментального права человека.

Коллаж Алексея КУСТОВСКОГО.