Киевский международный институт социологии (КМИС) во второй половине апреля, в конце мая и в начале июня провел свои регулярные опросы и исследовал, как украинцы оценивают доходы своей семьи. Картина не то чтобы совсем гнетущая, но малоутешительная.

Согласно результатам исследования, большинство населения, которое может назвать себя обеспеченным, сократилось почти наполовину: «Если в конце апреля к условно богатым слоям населения — таким, которые могут себе позволить покупать такие вещи, как телевизор, холодильник или... что угодно — относились 20,5% респондентов, то в начале июня — уже 12%.

А вот количество респондентов с условно средним уровнем благосостояния возросло на целых шесть процентов — с 30 до 36. Они, по данным исследования, могут только откладывать, но не могут позволить себе покупку телевизора или холодильника. Не хотим подвергать сомнениям результаты исследования, но к какой категории относятся те, кто накануне опроса уже купил холодильник и телевизор и теперь, по крайней мере в ближайшее время, это делать не планирует, исследователи умалчивают.

Но идем дальше. Количество соотечественников с низким уровнем жизни, у которых хватает денег на еду, но покупать одежду уже сложно, возросло всего на 3 процента — с 34 до 37. На этом фоне уровень абсолютной бедности, то есть тех, кому не хватает денег на еду, практически не изменился. Таких — 11,5% в конце апреля против 12% в начале июня.

Итак, за период карантина отмечается снижение благосостояния населения, — говорится в отчете уважаемого социологического института, — хотя при этом, по крайней мере пока, переход к абсолютной бедности не наблюдается.

Мы же добавим, что и до эпохи всеобщего благополучия нам сегодня так же далеко, как и перед карантинными мероприятиями. Значит, виноват не карантин?

Или — не столько карантин?

Похоже, ответ знают в Украинском союзе промышленников и предпринимателей (УСПП). Там говорят, что как не парадоксально, но в высокотехнологических отраслях, развитых в Украине, часто приоритет отдается импорту, иногда — откровенному «секонд-хенду» — польским трамваям, электричкам из Евросоюза. МВД Украины закупает французские вертолеты, а отечественная «Мотор-Сич» имеет более дешевые аналоги. Впрочем, такая продукция почему-то не востребована.

За 5 месяцев нынешнего года едва ли не на 20% сократилось производство в машиностроении — именно технологического, с высокой добавленной стоимостью продукта. Критическое положение в авиа-, авто-, судостроении и других отраслях. Выход — во внутренних заказах, активизации национального рынка, создании производственных цепочек между отечественными предприятиями.

Отечественные промышленники поддержали в свое время тематический законопроект «Покупай украинское» и поддерживают нынешнюю инициативу законодателей — законопроект № 3739 о локализации производства, разработанный по требованию представителей индустрии и бизнеса.

Локализацию, которая распространяется на четыре отрасли машиностроения: железнодорожный и городской пассажирский транспорт, коммунальную и специальную технику, энергетическое машиностроение, предусмотрено установить на уровне 30 процентов — такой должна быть доля украинского сырья и основных материалов. Именно локализация промышленного производства в Украине создаст десятки тысяч рабочих мест и даст весомый прирост ВВП, — убеждают предприниматели.

Подытоживал Виктор БОНДАР