Представители Регионального центра по предоставлению БВПП в Донецкой и Запорожской областях.

Главным подтверждением признания кропотливого и добросовестного труда юристов и адвокатов центров БВПП стало доверие граждан: ведь за пять лет в местные центры обратилось более 1,6 млн украинцев. Предоставлено свыше 2 млн юридических консультаций, принято 271 тыс. решений о предоставлении клиентам бесплатной вторичной правовой помощи.

Практически вся система БВПП в Украине опирается на местные центры по предоставлению бесплатной правовой помощи. В 2015 году на севере Донецкой области такой центр открылся в Краматорске, и за это время в Краматорский местный центр и бюро правовой помощи городов области обратились 45300 клиентов. 39,3 тыс. из них были предоставлены правовые консультации, еще свыше 5 тыс. человек получили адвокатские услуги. 

За каждым делом — личная история человека

«Краматорский местный центр пять лет назад и сейчас — в чем разница?» Отвечая на этот вопрос, директор Краматорского местного центра по предоставлению БВПП Виктория Харенко отметила:

— Сначала была группа молодых, амбициозных, стремящихся ко всему новому специалистов. Сейчас есть команда хорошо подготовленных, имеющих богатый опыт профессиональных юристов, которые ежедневно помогают клиентам решать их правовые проблемы.

— За пять лет, — продолжает Виктория Харенко, — в состав Краматорского МЦ вошли девять бюро правовой помощи, расположенных в Константиновке, Дружковке, Лимане, Славянске, Бахмуте, Торецке, Авдеевке, Доброполье и Александровке. Ежегодно растет и количество граждан, которые обращаются к юристам, чтобы отстоять свои законные права и интересы и при этом не тратить средства на дорогих адвокатов.

Если в 2015 году в центр обратились 272 клиента, 160 из которых была предоставлена первичная правовая помощь, а 112 — вторичная, то уже в 2016-м эти цифры выросли более чем в десять раз: зарегистрировано 2480 обращений клиентов, из которых 2145 воспользовались первичной и 335 вторичной бесплатной правовой помощью. В 2019 году было зарегистрировано 16032 обращения клиентов, из которых первичная помощь предоставлена почти 14 тыс. человек, а вторичная — 2158 клиентам. С начала этого года в Краматорский местный центр обратились 4244 человека.

— Помните ли вы своего первого клиента, первое дело?

— В систему БВПП я пришла с определенным опытом адвокатской деятельности, и первое, о чем подумала, — что хочу этим заниматься. Первым клиентом был житель Краматорска, человек с инвалидностью, которому не выплатили заработную плату. Дело было решено частично, но он был очень доволен и в дальнейшем стал постоянным клиентом центра и неоднократно обращался за правовой помощью по различным вопросам. Большинство наших клиентов относятся к социально уязвимым группам, и для них самое важное — это поддержка, которую они получают.

— Какое максимальное количество дел было у одного клиента?

— У нас есть клиент, который обращался более 50 раз, из которых 10 дел на предоставление бесплатной вторичной правовой помощи (составление исковых заявлений, представительство в судах).

Осведомлен — значит защищен от произвола

Защита прав человека и усиление правовой способности громад и их жителей являются главным назначением системы бесплатной правовой помощи — это отметили участники публичной отчетности Краматорского местного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи по результатам пяти лет работы.

По словам начальника отдела организации предоставления БВПП и работы с ее представителями Краматорского центра Инны Синельник, одной из главных тенденций работы является приближение правовой помощи к жителям отдаленных поселков.

— На территории Донецкой области, кроме местного центра и стационарных бюро, действуют 29 дистанционных пунктов доступа в отдаленных населенных пунктах, работающих по согласованному графику. В 2017 году открылся мобильный офис на КПВВ «Майорское», в него в основном обращаются люди, пересекающие линию разграничения. Также работает мобильная группа, осуществляющая выездные приемы граждан по необходимости, — отметила Инна Синельник.

Люди должны быть осведомлены не только о своих правах, но и относительно альтернативных средств защиты своих интересов. Поэтому просветительская работа консультантов направлена прежде всего на профилактику правовых проблем. Это также подчеркивали участники публичной отчетности в Краматорске.

— В юридической практике есть такое понятие как медиация, или досудебное урегулирование споров и конфликтов, — обратила внимание главная специалистка отдела правового просвещения Краматорского центра БВПП Татьяна Михайлова. — Многие вопросы можно решить без вмешательства государства и судебных исков. Это мы отмечаем, общаясь с отдельными группами граждан — военнослужащими, учениками, студентами. Проводим тренинги, семинары, круглые столы, на которых пытаемся учить людей правовой культуре. Со временем это позволит им предотвратить возникновение конфликтов и защитить свои права в досудебном порядке.

Вторичная правовая помощь предусматривает бесплатный доступ к правосудию, то есть предоставление клиенту бесплатного адвоката, этим могут воспользоваться граждане из социально уязвимых категорий. Речь идет о делах, касающихся детей, внутренне перемещенных лиц, людей с инвалидностью, малообеспеченных лиц, участников боевых действий, лиц, пострадавших от домашнего насилия, обличителей коррупции.

Во время публичной отчетности Краматорского МЦ по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи.

Проблематика прифронтовой зоны особая

Бахмутское бюро правовой помощи находится в прифронтовом районе, ощущающем особый наплыв внутренне перемещенных лиц и жителей 

ОРДЛО. Итак, здесь хорошо знакомы с проблематикой вопросов, волнующих переселенцев.

— Чаще всего ВПЛ обращаются по вопросам установления факта рождения и смерти, произошедших на временно неподконтрольной территории, — говорит начальница Бахмутского бюро правовой помощи Оксана Болотюк. — Нередко обращаются за возобновлением пенсии, начислением социальной помощи, по вопросам признания лица безвестно отсутствующим и т. п. 

Распространены семейные дела — расторжение брака, взыскание алиментов, лишение родительских прав, наследственные и жилищные вопросы.

Для получения бесплатной правовой помощи человеку необходимо с паспортом обратиться в одно из стационарных или дистанционных подразделений системы БВПП. Юристы выслушают суть проблемы, проанализируют вопрос и посоветуют лучший путь его решения.

Директор Краматорского местного центра по предоставлению БВПП Виктория Харенко.

Фото Регионального центра по предоставлению БВПП в Донецкой и Запорожской областях и автора.