Специалисты в сфере права и эксперты имели возможность услышать, над чем будет работать парламентский правоохранительный комитет на следующих сессиях Верховной Рады.

Денис Монастырский сообщил, что недавно был принят среднесрочный план работы комитета на следующие четвертую и пятую сессии Верховной Рады. Наибольший блок — уголовное законодательство, это изменения в Уголовный, Уголовный процессуальный кодексы. Сейчас на рассмотрении в парламенте находятся несколько десятков законопроектов о внесении изменений в УПК. «Осенью предложат несколько комплексных идей — совместно с Офисом Генерального прокурора и адвокатским сообществом для того, чтобы сохранился баланс законодательного урегулирования УПК», — отметил Денис Монастырский.

В комитете, по его словам, для доработки уголовного процессуального законодательства будут созданы специальные рабочие группы. «Сейчас глобальные большие изменения в УПК вряд ли возможны из-за того, что одним группам депутатов будет нравиться одно, а правительство и Президент это приветствовать не будут, — считает Денис Монастырский. — Но есть проблемные моменты, которые нужно решать в течение ближайшего года — это, например, пересмотр концептуального видения статьи о люстрации, реестра досудебных расследований, переосмысление статьи УПК о реституции, нахождение места в УПК для электронных доказательств, урегулирование института суда присяжных и т. п.». При этом председатель комитета отметил, что к разработке этих законодательных инициатив приобщились правовое сообщество, стороны защиты и обвинения.

Однако революционных изменений не будет. «Чем меньше будет хаотических изменений, тем больше это будет способствовать судебной практике», — считает Денис Монастырский.

Законопроект о суде присяжных, поданный в парламент Кабинетом Министров, был отозван после изменения состава правительства. Ведь согласно Регламенту, если меняется правительство, все законопроекты считаются не прошедшими первое чтение и отозванными. Вопрос создания суда присяжных находится в сфере ответственности двух парламентских комитетов — по вопросам правоохранительной деятельности и правовой политики. Недавно были утверждены рекомендации совместных комитетских слушаний по этому вопросу. «Вопрос суда присяжных сейчас очень актуален, — считает Денис Монастырский. — Объем введения суда присяжных должен быть пересмотрен — сейчас это ближе к классической модели народных заседателей, еще со времен Советского Союза. Она неэффективна, в частности из-за отсутствия финансовой мотивации, вызывает больше проблем и вопросов, чем ответов и адекватности. Суд присяжных должен быть введен в классической модели — не как народные заседатели, а именно как суд присяжных, решающий конкретный вопрос виновности или невиновности человека без суда непосредственно составом присяжных, и должен быть применен в начале в довольно ограниченном кругу производств. Но вопрос упирается в финансовую мотивацию, ведь это довольно дорогое удовольствие. Эта система существует в странах, где это традиционно сложилось, где судебная практика уходит корням в века и применяется с большими финансовыми расходами». По мнению председателя комитета, суд присяжных должен использоваться в ограниченном кругу производств — в частности, предусматривающих высшую меру наказания, пожизненное лишение свободы.

Еще одна сфера в деятельности правоохранительного комитета — реформа прокуратуры. «Нам пришлось на переправе менять лошадей, — отметил Денис Монастырский. — Генпрокурора сменили в экстранеординарные сроки, была существенно переформатирована система Генпрокуратуры, произошли увольнения, проводится тестирование прокуроров. Идет второй этап перезагрузки и на уровне региональных прокуратур. Сейчас система прокуратуры фактически заморожена — прокуроры больше думают о тестах, собеседованиях, как их пройти, чем, собственно, о своей основной работе, процессуальном руководстве расследованием. Необходимо как можно быстрее завершить этот этап, потому что чем больше будем растягивать процесс переформатирования прокуратуры, чем меньше будет понятности в следующих шагах Генпрокурора в вопросах реформирования прокуратуры, тем больше будет деструктивного движения внутри прокуратуры, будет неопределенность среди прокурорских кадров. Эти процессы надо как можно быстрее завершать и обновлять механизмы прокурорского самоуправления. До конца 2020 года прокуратура должна предложить новую редакцию закона о прокуратуре, нужно вернуть деятельность прокуратуры в нормальное прогнозируемое русло. Реформирование правоохранительных органов должно быть поочередным. После завершения реформы прокуратуры должно начаться реформирование Службы безопасности Украины».

Новая редакция закона о СБУ сейчас дорабатывается в парламенте к повторному второму чтению. Главный в рассмотрении законопроекта — Комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. Но правоохранительный комитет подал много предложений и замечаний к законопроекту, в частности, о подследственности СБУ, размежевании контррозведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Скоро должна быть обработана комитетская редакция законопроекта о СБУ, которую вынесут на рассмотрение сессионного зала парламента.

Ведется дискуссия и о создании Бюро экономической безопасности — соответствующий законопроект разрабатывается в Верховной Раде. Сейчас есть вопросы к подследственности этого органа, к проведению оперативно-розыскной деятельности и т. п.

Участники дискуссии подняли вопрос реформы Нацполиции. «Последние события в Кагарлыке показывают, что нужно что-то сделать для того, чтобы навсегда исчезла «палковая» система выбивания показаний, — отметил Денис Монастырский. — Все негативные явления искоренить из полиции, как преодолеть преступность, поскольку полиция — неотъемлемая часть нашего общества, но можем говорить о минимизации негативных явлений и настроений среди кадрового состава. А это — более 30 тысяч человек. Вопрос реформирования полиции находится в компетенции МВД и министра внутренних дел. Глобальных законодательных изменений в деятельности Нацполиции не ожидается, многие назревшие изменения можно реализовывать на уровне исполнительной власти, приказов министра, постановлений Кабинета Министров, они не нуждаются в участии парламента. Неминуемы изменения в структуре полиции в связи с запуском института уголовных проступков в связи с изменениями в уголовном процессуальном законодательстве. Это лакмусовая бумажка эффективности правоохранительной системы. А также в связи с возможным изменением районов Украины, укрупнением территориальных громад. Это приведет к распределению функций в подразделениях Нацполиции. Ожидаю, что следственные функции будут укрупняться — расследование преступлений будет в так называемых кустовых отделах полиции. А в отделениях останутся признания, уголовные проступки». После того как институт уголовных проступков заработает на практике, парламентский правоохранительный комитет будет дорабатывать процессуальное законодательство, учитывая открывшиеся проблемы.

Скриншот видео.