— Владимир Михайлович, 16 июля с. г. исполняется 30 лет со времени провозглашения Декларации о государственном суверенитете Украины. Как бы вы ее охарактеризовали с позиций конституционного права и его науки?

— Декларация 1990 года — это классический конституционный акт учредительной власти, который от имени украинского народа приняла Верховная Рада Украины. Данный акт является составляющей неформальной или неписаной Конституции Украины, который должен применяться при историческом толковании положений действующего Основного Закона.

Кроме этого, Декларация 1990 года — исторический источник науки конституционного права и других гуманитарных дисциплин, которые изучают историки, юристы, политологи и т. п. Однако прежде всего Декларация интересна для юристов-конституционалистов, которые в ней находят ответы на вопросы об исторических первоосновах нового конституционного строя, пришедшего на смену советскому тоталитарному устройству.

С принятием Декларации в 1990 году буквально сразу в заведениях высшего образования юридического профиля и на юридических факультетах университетов началось преподавание курса конституционного права Украины, которого до сих пор в учебных программах не было. Вместо курса советского государственного права, утратившего научно-практическое значение.

Каких результатов достигла наука конституционного права за 30 лет после принятия Декларации 1990 года? В течение первых 10 лет она более-менее успешно прошла этап становления, но дальнейшее развитие затормозилось из-за ее «коммерциализации», «плагиатизации», эпигонства и даже «киллерства».

Последние 10—15 лет конституционная наука переживала острый теоретико-методологический кризис, связанный с преодолением в ней постсоветских, а, по сути, советских тоталитарных доктрин юридического позитивизма (легизма, нормативизма и т. д.). Наконец этот кризис заканчивается, и наступает эпоха верховенства права.

Важным признаком «выздоровления» науки конституционного права является выход в свет коллективного учебника «Конституционное право Украины» (Харьков, 2020), подготовленного профессорско-преподавательским составом кафедры конституционного права Национального юридического университета им. Я. Мудрого (под ред. Т. Н. Слинько). Ценность этого учебника в том, что в нем впервые в украинской науке конституционного права (и юриспруденции вообще!) учебный материал изложен с позиций доктрины верховенства права.

Как говорят в таких случаях: скромно, но со вкусом. На указанный учебник уже обратили серьезное внимание зарубежные ученые-конституционалисты, а это о многом говорит. Конечно, есть и другие работы, подтверждающие «выздоровление» этой науки, но далеко не все, даже монографические работы отвечают современным требованиям интеллектуализации науки.

Без этих требований нет науки европейского или мирового уровня, а потому конституционной науке Украины еще предстоит серьезно поработать. Зарубежные издательства охотно перевели бы и издали хорошую украинскую монографию по конституционной проблематике, но таковой нет. Разумеется, что со временем соответствующую монографию напишут, но с этим не стоит медлить.

Сторонники юридического позитивизма не включают Декларацию 1990 года в свои учебники, считая, что ею должны заниматься историки права. Однако это никак не влияет на ее роль как первого конституционного акта на пути к независимости Украины, который является основой для толкования положений Преамбулы, статей 1, 2, 132 Конституции Украины о независимом и унитарном государстве, его территориальной целостности.

Это чрезвычайно важно, в частности, для квалификации преступлений российских агрессоров против независимости и территориальной целостности Украины. Поэтому место Декларации не только в архиве, но и наряду с актами действующего законодательства, которые благодаря ей стали возможными.

— В каких условиях принималась Декларация 1990 года и что этому предшествовало?

— Принятие Верховной Радой Украины Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года было чрезвычайно важным событием на пути к утверждению полной независимости нашего государства. Интересно, что это событие фактически предшествовало принятию Акта провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года, а оба документа словно подтверждают закономерность актов Революции независимости Украины 1917—1918 гг.

Так, Декларация 1990 года была чем-то наподобие ІІІ Универсала Украинской Центральной Рады от 7 (20) ноября 1917 года, которым провозглашалась Украинская Народная Республика. Последняя формально сохраняла федеративную связь с демократической Российской Республикой, которую еще не успели добить тоталитарные большевики после их военного переворота 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Известно, что Декларация 1990 года тоже содержала формальное упоминание о заключении Украиной нового союзного договора с советскими республиками тогдашнего Союза ССР. Однако ортодоксальные коммунисты-тоталитаристы совершили в Москве военный путч 19-21 августа 1991 года — попытку государственного переворота против Президента М. Горбачева — и тем самым развеяли какие-либо сомнения относительно идеи такого договора.

С другой стороны, с Актом провозглашения независимости Украины 1991 года напрашивается аналогия с ІV Универсалом Украинской Центральной Рады от 9 (22) января 1918 года, провозглашавшим независимость демократической Украины от тогда уже советской, то есть тоталитарной России. Отсюда интересные выводы: 1) вопросы демократии были в центре политических разногласий между Украиной и Россией как в прошлом, так и сегодня; 2) демократическая Украина защищала и защищает свою независимость, то есть естественное право на самостоятельность и суверенитет от российской империи (с разными названиями), которая ей угрожала и угрожает; 3) близость духа актов Революции независимости Украины 1917—1918 гг. и 1990—1991 гг. указывает на историческую закономерность этих двух воистину исторических событий.

После парламентских выборов в Украинской ССР в 1990 году, состоявшихся в условиях относительной свободы, провозглашенной советской перестройкой (1985—1991 гг.), интересы основных политических сил Верховной Рады Украины: суверен-коммунистов и национал-демократов — исторически совпадали. Суверен-коммунисты хотели для Украины больше автономии от союзного центра, а национал-демократы — ее независимости, но понимали, что сразу этого не достичь. Так сложился ситуативный политический союз двух парламентских сил, выполнивший историческую задачу: Украина начала движение в сторону независимости.

— Насколько Декларация является важной вехой в процессе украинского образования государства?

— В начале 1990-х годов другого варианта перехода к независимости Украины как с помощью этой Декларации просто не было. Это означает, что именно она дала старт независимому украинскому образованию государства. Пожалуй, не стоит ее ограждать китайской стеной от Акта провозглашения независимости Украины или противопоставлять эти два акта. Фактически они составляют одно, органическое целое и являются конституционными актами Революции независимости Украины 1990—1991 гг.

Эта Революция была мирным, демократическим событием, оставляющим по себе глубокий народный след, в частности, благодаря всеукраинскому референдуму 1 декабря 1991 года, на котором был подтвержден Акт от 24 августа 1991 года. Она направила страну на эволюционный путь развития, который был оптимален для украинского образования государства. Но не так случилось, как хотелось. Украинский политический класс действовал по-другому, чем его визави в постсоветских странах Балтии или в постсоциалистической Польше. И поэтому результаты были иными — Украина растянула процесс перехода от советского тоталитарного устройства к конституционной демократии на долгие десятилетия.

Постоянные колебания и противоречия внутри политического класса привели к тому, что эволюционная модель украинского образования государства периодически перерывалась революционной моделью. Оранжевая революция 2004 года и особенно Революция Достоинства 2013—2014 гг. внесли свои коррективы в процесс образования государства. Со временем, фактически, произошел синтез этих двух моделей, вследствие чего данный процесс стал более прозрачным и прогнозируемым, однако старые недостатки остались и в дальнейшем.

Ученые и специалисты в Украине и за ее пределами высоко оценивают роль и значение Декларации 1990 года. Так, известный украинский ученый-конституционалист В. Речицкий считает, что в ней были закреплены основы нового конституционного строя Украины. Американский федеральный судья Б. Футей отмечает, что в основе Декларации о государственном суверенитете Украины «лежала независимость Киева от Москвы».

Значительной заслугой Декларации 1990 года является то, что она возродила идею полновластия народа — вместо системы полновластия советов — как это было во времена советской тоталитарной системы, когда народ был игрушкой в руках единственной, монопольной компартии, фактически узурпировавшей его суверенную власть. Декларация также провозглашала принципы деления власти, национального государства, неприкосновенности его территории и т. п. Иначе говоря, это был акт, начавший системно формировать новое демократическое, социальное, правовое государство в Украине, одновременно разрушая старую, тоталитарную, командно-административную систему.

— Удалось ли Украине реализовать концепты, которые были заложены в Декларации?

— Декларация 1990 года почти полностью была воплощена в конституционное законодательство и практику его реализации. Причем довольно быстро. Например, благодаря изменениям в Конституцию Украинской ССР 1978 года, которые Верховная Рада Украины приняла уже 24 октября 1990 года, положения Декларации стали действенным правом. По сути, только одно положение Декларации 1990 года о заключении нового союзного договора потеряло юридический смысл из-за провозглашения парламентом независимости Украины 24 августа 1991 года. Декларация также послужила основой для подготовки Концепции новой Конституции Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 19 июня 1991 года.