А это влияет на формирование областного бюджета, в котором, по словам председателя облсовета Владимира Токаря, наметились «провалы».

«Провалы» надо заделывать

Говорили о том, что Сумщина более года была без председателя ОГА, и все ждали от Президента этого кадрового назначения и возлагали на него большие надежды. Наконец руководитель исполнительного органа появился, но очень быстро разочаровал чиновников облсовета: куда будет двигаться область, так никто и не понял. Кроме одного: «стало известно, что нынешним руководством области готовятся решения о передаче полномочий от областного совета облгосадминистрации».

О такой угрозе проинформировала заместитель председателя Татьяна Головко, а ее содержание растолковал начальник управления коммунальным имуществом областного совета Дмитрий Нагорный. «Через две недели один из советников новоназначенного председателя пожаловал ко мне в управление с предложением внести в уставы наших коммунальных учреждений и предприятий интересный пункт, — рассказал Д. Нагорный. — Он сказал дословно следующее: «Нам нужно, чтобы мы могли увольнять тех, кто нам не нравится».

Начальник управления имуществом на такое дерзкое предложение якобы ответил, что даже не будет выносить его на сессию. Потому что назначения и увольнения руководителей коммунальных предприятий — это исключительная компетенция коллегиального представительного органа и депутаты от такого права никогда не откажутся. «Считаю, что результатом моей принципиальной позиции и моего отказа стала активизация правоохранительных органов, — подчеркнул Д. Нагорный. — Проведение обысков в управлении имуществом, массовое распространение информации, дискредитирующей меня как руководителя и как депутата».

В облгосадминистрации на обвинения Дмитрия Нагорного ответили, что на него никто не оказывал давления и вносить изменения в уставы коммунальных предприятий никто не предлагал. Похоже, эта тема все-таки имела место, но в ОГА решили дать ей задний ход. А зря: сумчане обеими руками проголосовали бы за то, чтобы в работе областных коммунальных предприятий как можно быстрее навели порядок. Областной совет без «посторонней помощи» этого никогда не сделает. Почему? Потому что должности директоров коммунальных предприятий и их заместителей стали для руководства Сумского облсовета разменной монетой во время политических торгов и частью механизма формирования лояльного большинства. Самые «хлебные» места руководителей коммунальных предприятий обычно занимают либо сами депутаты областного совета, либо их близкие родственники или друзья. И здесь Дмитрий Нагорный абсолютно прав: выносить этот вопрос на сессию нет смысла, ведь кто добровольно откажется от лакомого куска? Но жителей Сумщины такая ситуация не устраивает.

Они хотят, чтобы коммунальные предприятия облсовета не кормили избранных, а по максимуму наполняли областной бюджет, чтобы в нем не происходило «провалов».

Поставил телегу впереди лошадей

Что касается обысков в управлении имуществом областного совета, то здесь Дмитрий Нагорный, мягко говоря, передергивает хронологию событий. По его словам, следственные действия провели из-за «принципиальной позиции», потому что отказался сотрудничать с ОГА. Но председателя Сумской облгосадминистрации назначили 11 марта, а уголовное производство в отношении начальника управления, в рамках которого проходили обыски, открыли еще в январе.

О том, что чиновники Сумского областного совета подозреваются в присвоении 1,5 млн грн бюджетных средств, рассказывал «Голос Украины». Руководство облсовета за эту публикацию на нас обиделось и отправило комментарий, который газета опубликовала. К сожалению, в комментарии ничего не сказано о том, откуда в рабочем сейфе Дмитрия Нагорного взялось 10 тысяч незадекларированных долларов и два техпаспорта на автомобили. Эти ценности, возможно, попросил подержать в надежном месте кто-то из друзей или соседей — прятал от жены, и именно в этот момент нагрянули оперативники с обыском. Но тогда надо было бы объяснить, почему их, будто это вещественные доказательства, пытались тайком от правоохранителей вынести из кабинета.

Обыски в управлении имуществом Сумского облсовета проводили оперативники СБУ, но уголовное производство в отношении чиновника достаточно высокого уровня почему-то расследует не ГБР или НАБУ, а местная полиция. Возможно, это и вселяет уверенность в «алгоритм действий» Дмитрия Нагорного и руководства облсовета в целом.

Работа есть, а прибыли нет

У Сумского облсовета более сотни коммунальных учреждений и предприятий, работающих в сфере культуры, образования, медицины, физкультуры, спорта и  т.д. Большинство из них неприбыльные, поэтому финансируются из областного бюджета, но примерно седьмая часть — хозрасчетные — со статусом коммерческих. Работают для того, чтобы не брать из бюджета, а его наполнять.

На мой журналистский запрос управление имуществом областного совета предоставило информацию о хозяйственной деятельности коммунальных коммерческих предприятий и достигнутых ими финансовых показателях.

Собственно, именно анализ этих материалов и должен дать нам ответ на принципиальный вопрос: нужна ли областному совету помощь в управлении коллективным имуществом территориальных громад, или же все идет хорошо и ему лучше не мешать. Анализировать будем самые свежие данные — 2017—2019 годы и первый квартал 2020-го. Заранее прошу прощения читателя за то, что придется углубиться в цифры и тенденции: экономики без них не бывает.

Среди коммерческих коммунальных предприятий областного совета — восемь фармацевтических. Общеизвестно, что этот бизнес в Украине достаточно прибыльный, иначе аптеки не открывались бы на каждом углу. Однако коммунальные аптеки Сумщины с трудом сводят концы с концами. С предприятием облсовета «Сумы-Фарм» из-за долгов судятся работники и партнеры, а его налоговый долг по состоянию на 1 июня нынешнего года составил 36 772 грн.

Коммерческие коммунальные предприятия перечисляют в областной бюджет 15 процентов полученной чистой прибыли и долю налога на прибыль. В 2017 году вся коммунальная аптечная сеть пополнила областной бюджет на 71,4 тыс. грн, в 2018-м — на 27,4 тыс. грн, а еще через год — на 20,7 тыс. грн. Показатели мизерные, но и они стремительно падают, хотя должны были бы расти даже из-за инфляции. В первом квартале нынешнего года все коммунальные фармацевтические предприятия перечислили в областной бюджет 11,4 тыс. грн чистой прибыли и ноль налога на прибыль. И коронавирус здесь ни при чем, ведь в условиях любой эпидемии выручка аптек, наоборот, увеличивается.

Особенно стемнело в лесу

К коммерческим коммунальным предприятиям облсовета относится ряд производственных, снабженческих, сервисных и других структур. Всего в перечне, предоставленном управлением коммунальным имуществом, вместе с аптеками — 18 предприятий. Самое интересное из них — «Сумыоблагролес», потому что за влияние на него в совете всегда разворачивались нешуточные баталии. Чтобы понять, какие здесь крутятся деньги, назову только один ориентир: аналогичное не коммунальное, а государственное областное лесохозяйственное объединение по итогам 5 месяцев нынешнего года перечислило в бюджеты и целевые фонды 255 млн грн. Так что сравнивать есть с чем.

В 2017 году «Сумыоблагролес» перечислил в област-ной бюджет в целом 2,6 млн грн, из которых 1,1 млн грн — это 15 процентов от чистой прибыли предприятия, еще 1,5 млн грн составляют поступления от налога на прибыль. В следующем году вклад «Сумвоблагролеса» в областной бюджет составил 2 млн 217 тыс. грн, а в 2019 году обвалился до 1 млн 308 тыс. грн. И в первом квартале нынешнего года даже по сравнению с очень скромным прошлогодним показателем доля чистой прибыли, перечисленная предприятием в областной бюджет, уменьшилась на 79 процентов, а поступления от налога на прибыль снизились на 35,5 процента. Такое хозяйствование невозможно объяснить ни коронавирусом, ни нашествием верхушечного короеда, на которое жалуются лесники.

Хватить торговать, потому что сдачу нечем давать

В целом поступления в областной бюджет от всех коммерческих коммунальных предприятий облсовета в течение 2017—2019 годов и первого квартала 2020-го составили почти 6,6 млн грн. За это же время из областного бюджета на их поддержку выделили около 35,5 млн грн. Хорошая получается «коммерция» — если ее не прекратить, скоро, как в том анекдоте, нечем будет давать сдачу.

Больше всего средств, почти 17 млн грн, выделили коммунальному предприятию «Аэропорт Сумы». Депутаты облсовета, с которыми мы на эту тему разговаривали, так и не смогли объяснить, куда пошли деньги — аэропорт фактически не работает, там только летом косят траву, а зимой убирают снег. Стоит ли такая работа 17 млн грн — вопрос риторический.

Депутат Виктор Лысенко считает, что благодаря выделенным облсоветом средствам ситуация в аэропорту изменилась на «ноль целых, ноль десятых», а депутат Николай Биркун убежден, что предприятие осознанно доводят до банкротства. Последнее предположение не лишено логики: в апреле стало известно, что решением одного из судов Донецкой области комплекс помещений сумского аэропорта общей площадью 5300 кв. метров передан в собственность частному лицу. Следственное управление полиции Сумщины начало по данному факту расследование, потому что уматривает  в произошедшем «совершение группой лиц завершенного покушения на незаконное завладение комплексом помещений и сооружений». Расследование продолжается, но чем оно закончится, можно только догадываться.

О себе не забывают

Несмотря на то, что финансово-экономическая отдача от коммунальных предприятий Сумского облсовета из года в год сокращается и стремительно приближается к нулю, расходы на управление комимуществом растут, как на дрожжах. В 2017 году на зарплаты работников управления пошло 2,53 млн грн, в 2018-м — уже 4,67 млн грн, а в прошлом году — 6,17 млн грн. Зарплата руководителей управления, начальника и заместителя, выросла за два года почти в три раза. В 2019 году обоим насчитали 1 млн 357 тыс. грн, а за 5 месяцев нынешнего года — 700 тыс. грн. Не знаю, кто официально зарабатывает больше — начальник управления или его заместитель, но в среднем на каждого получается по 70 тыс. грн ежемесячно. Между тем в Украине на период карантина зарплату чиновников ограничили 47 тыс. грн в месяц.

Из управления коммунальным имуществом мне прислали напоминание, что оно, как и областной совет в целом, не может вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий — это запрещено частью 4 статьи 23 Хозяйственного кодекса Украины. Но тогда тем более странно, почему облсовет категорически против вмешательства облгосадминистрации — пусть бы она взяла на себя неприятную миссию и искала способы, как и работу коммунальных предприятий оживить, и закон не нарушить.

Кстати, по словам Николая Гринченко, работавшего начальником управления коммунальным имуществом Сумского облсовета в 2006—2009 годах, в те времена прибыльной работой областных коммунальных предприятий занимались профильные управления ОГА. Работал механизм, которого так боится нынешнее руководство представительного органа. Вполне возможен и третий вариант. На Сумщине среди общественных активистов хватит желающих контролировать работу коммунальных предприятий, чтобы они работали не на чьи-то карманы, а наполняли областной бюджет, чтобы он не «проваливался».

...Между тем начальник управления коммунальным имуществом Дмитрий Нагорный попал в очередной «зашквар». Его однопартиец  Ольга Панфилова публично сообщила, что уже неоднократно в рабочее время видит чиновника в спортзале. Дмитрий Нагорный — бодибилдер, поэтому ходит в «качалку», чтобы не потерять форму. Эту тему активно обсудили местные интернет-сайты. Кто-то предложил управлению комимуществом обойтись без начальника, поскольку он все равно в рабочее время не на работе, а в спортзале. Над последним рацпредложением целесообразно было бы подумать председателю областного совета Владимиру Токарю. Он почему-то очень настойчиво добивался, чтобы коллеги-депутаты поддержали на должности начальника управления комимуществом именно Дмитрия Нагорного, и уверял, что будет нести за эту кандидатуру персональную ответственность. Кажется, этот момент настал.

Сумская область.

Иллюстрация с сайта epravda.com.ua