Любителей мотоциклов можно поделить на несколько условных групп. Одним нравится гонять на двухколесных, вторым — зарабатывать на них, третьим — коллекционировать их. Павел БИБА (на снимке) из Ильницы собирает собственную коллекцию старых мотоциклов, причем своими силами их реставрирует. На вопрос, почему мотоциклы, а не автомобили, он ответил: «Четыре колеса — для перевозки пятой точки, два — для души».

...И называет их женскими именами

Ныне у ильничанина уже есть МТ-11, К-750, М-105, М-103, МТ-10 и «Рига». Это мотоциклы 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов прошлого века. Павел говорит, что ни в коем случае не собирается их продавать. Просто будет показывать, кому интересно посмотреть, на чем ездили наши деды. Считает это делом своей жизни, которое, надеется, продолжит его сын. Ныне почти трехлетний Миша уже ездит с папой в коляске и тянется к технике.

Каждый мотоцикл имеет имя — женское. К примеру, М-105 приобрел себе в подарок на свадьбу и назвал Викторией — именем жены. Сколько будет мотоциклов в коллекции, мужчина сказать не может. Объясняет: после того, как отреставрирует приобретенный, рождается мысль, что нужен еще один. И так каждый раз.

«Муравей» породил хобби

Откуда такая тяга к мотоциклам?

Павел вспоминает, что у них дома был трехколесный «Муравей». Уже с детства он для мальчика стал чем-то намного большим и более интересным, чем «ходячий» металл. Когда повзрослел, то его друг Виталий тоже купил мотоцикл, давал покататься. Поэтому мужчина загорелся идеей приобрести К-750. Нашел такого двухколесного железного коня в 2014 году. Тогда еще понятия не имел, как реставрировать мотоцикл. Что-то «наколхозил», отталкиваясь от сугубо собственного понимания, что и как должно быть. Немного позже разобраться с малокубовыми двигателями помог Дмитрий Ленарт, а с оппозитными — Михаил Томишин. Оба мужчины из Ужгорода. Да и сам Павел купил много специализированной литературы, которую с интересом изучал.

Собеседник признается, что реставрация старых мотоциклов — удовольствие не из дешевых. Иногда очень проблематично найти запчасти, которые вообще довольно дорогие. Некоторые приходится заказывать за границей.

Многие из них изготовляет друг на «Мотор Січі». Реставратор почти все мотоциклы в гараже перебрал до болта. На все это тратит много времени. Бывало, что на одного двухколесного железного коня уходило два года, потому что долго ждал запчасти. К тому же мужчина имеет еще основную работу, он — менеджер в сфере реализации электротехники.

Когда начался карантин, Павел стал больше внимания уделять любимому делу. Однако из-за эпидемии возникло больше преград в поисках и доставке запчастей. В реставрации мотоциклов от всего получает моральное удовольствие. Раздражает одно — отмывание деталей от масла.

На критику о своем увлечении мужчина мало обращает внимания. Говорит, что родители уже привыкли, друзья тоже поддерживают. А вот жена иногда недовольна. Но, как объясняет мотоколлекционер, он имеет право сам определять приоритеты в жизни, и с улыбкой добавляет, что любимая видела, за кого выходила замуж.

Сквозь тернии к регистрации

Много трудностей возникает с регистрацией упомянутых железных коней. МРЭО очень часто самостоятельно поснимал с учета те мотоциклы, которые не ездили или не проходили техосмотр. «Двухколесники», выпущенные до 1960-х годов, практически нереально отыскать в базе данных.

Дело в том, что раньше в специальных книжках к транспорту не всегда указывали адрес хозяина. Часто завод не ставил на раме никакого номера. Нередко забывали вписывать и цвет мотоцикла. Все эти нюансы добавляют хлопот при регистрации железного коня.

Но никакие трудности не остановят Павла. Он и в дальнейшем будет реставрировать старые мотоциклы. Когда-то в голове промелькнула даже мысль создать музей. Но понял, что у нас еще нет соответствующей культуры посещения таких учреждений. Поэтому если кто-то разделяет его взгляды, то ильничанин готов все рассказать и показать. А с целью продажи железных коней обращаться к нему нет смысла — не поможет.

...Эмоции от езды на мотоцикле сложно с чем-то сравнить. Как опишешь ощущение, когда садишься на двухколесного железного ретроконя, порывисто газуешь, и кажется, что из-под колес вот-вот вырвется земля?
Мотоцикл мчится ракетой, двигатель ревет, а у тебя словно вырастают крылья! И ты летишь навстречу ветру и неизведанным просторам...

Иван КОПОЛОВЕЦ, Василий НИТКА.

Иршавский район
Закарпатской области.

Фото Ивана Кополовца.