На снимке: крестный ход в Киеве, посвященный 1031-й годовщине крещения Руси-Украины.

Фото предоставлено Православной церковью Украины.
 

Владыка Владимир (третий слева) с советским политзаключенным, писателем Василием Овсиенко, капелланом Дмитрием Караном и прихожанами Покровской церкви ПЦУ.

Фото Георгия Лукьянчука.

Великий киевский князь Владимир 1032 года назад, в 988-м, крестил Киев, Днепр и всю землю украинскую. Впрочем, история христианства на территориях современной Украины насчитывает почти две тысячи лет и ведется от святого апостола Андрея Первозванного, который, проповедуя в Скифии, отправился из Корсуня вверх по Днепру и остановился возле живописных киевских гор. «И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу, — пишется в летописи. — И утром поднялся и сказал ученикам, которые были с ним: «Видите Вы эти горы? На этих горах засияет благодать Божья, будет город большой, и построит Бог много церквей».

И поднялся на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы той, где позднее возник Киев, и пошел по Днепру вверх».

Как отмечает доктор наук по богословию, профессор, проректор по научной работе Киевской православной богословской академии протоиерей Виталий Клос, автор популярной книги «Автокефалия Украинской Церкви: обзор от крещения до синодального Томоса», археологические раскопки подтверждают факт распространения христианства на территории Украины уже в I веке, что вполне может отвечать миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного и его учеников в этих краях.

Первые зерна Евангельского учения у нас засеяны две тысячи лет назад

— Митрополит Киевский и всея Руси Сильвестр Косов в «Патериконе» нашими Крестителями называет святого апостола Андрея, равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, святого князя Аскольда, равноапостольную княгиню Ольгу. Они совершали благовестную миссию еще до официального крещения при святом равноапостольном князе Владимире Великом, — говорит протоиерей Виталий Клос. — Очень быстро град Киев стал для всей Руси-Украины вторым Иерусалимом, из которого благодать Евангельского учения распространялась на все окружающие земли Восточной, Северной, а иногда и Западной Европы и Азии. Учитывая сведения источников, можем однозначно утверждать о двутысячелетней истории христианства на территории современной Украины.

Об этом в своих произведениях писали такие христианские авторы раннего времени как апостол Павел, Тертуллиан (около 160-220 гг.), св. Афанасий Александрийский (ок.300-370 гг.), Епифаний епископ Констанцский (ок.314-367 гг.), святитель Иоанн Златоустый (ок. 347-407 гг.) и другие. Известно, что в конце III—IV вв. на наших территориях существовали несколько епархий — Скифская, Херсонская, Готская, находившиеся под омофором Константинопольского патриарха, а в первые столетия христианства архипастыри из южных земель современной Украины принимали участие во Вселенских соборах, в частности епископ готский Феофил был на I Вселенском соборе в 325 году.

— Во время византийского императора Льва Мудрого (881-911 гг.) Русская епархия уже находилась на 60-м или же на 61-м месте в перечне епархий Константинопольского Патриархата и имела статус митрополии, — подчеркивает профессор.

С принятием христианства в нашем крае появляется большое количество храмов, которые разукрашиваются фресками и мозаиками. На тех местах, где ранее стояли языческие идолы, возводятся церкви — в 988 г. в честь святителя Василия Великого, недалеко от Свято-Михайловского Златоверхого монастыря, в 989 заложен храм в честь Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), в 1011-м — собор святой Софии и другие. Уже в начальный период после крещения Руси стольный град становится религиозным центром. Дитмар епископ Мерзебургский пишет, что в Киеве в то время «есть 400 церквей и 8 рынков, люда неисчислимая сила...».

— Русь была независимым государством с установленными административными границами, которые в определенные периоды превосходили территориально даже Ромейскую империю, а Киевская митрополия, соответственно, тоже превосходила все вместе взятые Восточные патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, — подчеркивает Виталий Клос. — Если приблизительно представить себе границы Киевской митрополии, то она охватывала частично или полностью территории таких современных государств, как Украина, Беларусь, Литва, Польша, Россия, Румыния и т. п.

В течение семи веков Киевская митрополия находилась в подчинении Константинопольской патриархии, ее предстоятели имели титул «митрополит Киевский и всея Руси», хотя согласно 34 апостольскому правилу, 17-го четвертого и 38-го шестого Вселенских соборов Русь имела все необходимые предпосылки для получения автокефалии своей Церкви.

В 1686 году произошел коварный, неканонический захват Киевской митрополии Москвой и подчинение ее Московскому патриархату.

— Борьба духовенства Киевской митрополии за свои права шла долго. Можно сказать, что старания украинской церковной элиты отстоять свои права растянулись на целое столетие, со времени подчинения в 1686 г. до акта секуляризации церковных земель в 1786 году, — подчеркивает исследователь.

Борьба за автокефалию

Движение за автокефалию Украинской церкви началось после свержения царского режима, но восстановленная независимая церковь в 1930-м году была ликвидирована сталинским режимом. Новым толчком к национально-религиозному возрождению стало 1000-летие крещения Руси-Украины, совпавшее во времени с распадом тюрьмы народов — СССР.

— Если другим церквам в советское время было разрешено находиться в подполье, то украинской автокефальной церкви и это было запрещено, весь епископат, духовенство и даже активных верующих советская тоталитарная система уничтожила, — говорит викарий Киевской епархии ПЦУ преосвященный Владимир (Черпак), активный участник третьего восстановления Украинской Церкви, тогда аспирант института геохимии и физики минералов, студент Ленинградской духовной семинарии.

В 1988 году в Киеве создается «Украинский культурологический клуб», при Доме ученых — клуб «Спадщина», в который вошли известные правозащитники, религиозные деятели, студенты, в частности Леонид Добрянский, Павел Загороднюк, Михайлина Бородай, Виктор Кулинич, Ярослав Федорин.

— В общении возникает идея восстановления УАПЦ, — говорит владыка Владимир. — Все знали — мы хотим свое государство, свою церковь. Поэтому создается комитет по восстановлению УАПЦ, в который вошли диссидентка Леся Лохвицкая, Анатолий Битченко, Тарас Антонюк, Николай Будник.

— Новый толчок возрождению УАПЦ дала учредительная конференция Общества украинского языка имени Тараса Шевченко, состоявшаяся в Киеве 11-12 февраля 1989 года, — продолжает свещеннослужитель. — Тогда кое-кто говорил, что за дело автокефалии взялись нецерковные люди, а надо было, чтобы движение возглавил священник. Но все боялись, и священники, и миряне, ведь никто еще не знал, распадется Союз или будет существовать дальше. На съезде присутствовал настоятель храма из Елгавы (Латвия) Богдан Михайлечко. Ему предоставили слово. Когда он шел по залу, в подряснике, с крестом на груди, в зале воцарилась тишина.

Богдан подошел к микрофону и говорит: «Я считаю, что надо восстановить УАПЦ и подать ее на регистрацию». Объявляет, что создан инициативный комитет и дал согласие его возглавить. Он вслух заявил, что УАПЦ была расстреляна сталинско-московским режимом, и призвал поднять голос протеста против неправды и преследований, стать на защиту запрещенной УАПЦ и возбудить ходатайство перед правительством УССР о реабилитации невинно замученных епископов, духовенства, мирян. Люди встретили его выступление продолжительными овациями.

Не успел Богдан Михайлечко выйти из помещения, где проходил съезд, как его задержали. Когда священника заталкивали в машину, чтобы отправить в аэропорт, а оттуда в Елгаву, подальше от Украины, ему сломали руку.

Без медпомощи он, в сопровождении представителя соответствующих органов, летел в Латвию в пустом салоне самолета. После приземления отцу Богдану сообщили из епархии, что он отстранен от службы в своем храме.

— Несмотря на преследования, в марте 1989 г. священник Михайлечко, впервые после Второй мировой войны, отслужил литургию для приверженцев УАПЦ в Киеве в частном доме по улице Седовцев, 8а. А уже в апреле в инициативный комитет входят Евгений Сверстюк, Ольга Гейко, Сергей Набока, Александр Ткачук. Комитет направляет обращение в Президиум Верховной Рады СССР и УССР, к международной общественности с требованием легализации и регистрации УАПЦ, — продолжает рассказ владыка. Владимир. — В обращении члены комитета просили Вселенского патриарха Димитрия I, УАПЦ в диаспоре, все автокефальные церкви поддержать законные требования православных украинцев.

Инициативный комитет развернул широкую работу среди населения за возрождение своей церкви, был обнародован призыв к православным украинцам, в котором, в частности, подчеркивалось: «Церковь наша, пролежав в «духовном гробу» свыше 250 лет, казалось, никогда не воскреснет... Церковь возродилась из пепла небытия. Живая наша церковь...». В Киеве начинает выходить газета «Наша віра Православ’я», которую с октября 1989 года возглавил Евгений Сверстюк. Печатали газету в Вильнюсе, а оттуда доставляли в столицу Украины.

— 19 августа 1989 года на призыв инициативного комитета по возрождению УАПЦ откликнулся приход святых апостолов Петра и Павла во Львове, — продолжает рассказ викарый. — Протоиерей Владимир Ярема, священники и миряне в тот день объявили о выходе из состава Русской православной церкви. А 8 сентября того же года местоблюститель Киевского митропрополичьего престола блаженнейший митрополит Мстислав, первоиерарх УАПЦ направил обращение к верующим УАПЦ на Родине и во всем мире, в котором доказывал законность и каноничность своего местоблюстительства на Киевском престоле и призвал к усилию по возрождению погромленной Церкви.

Возрождение, вспоминает владыка Владимир, проходило в чрезвычайно сложных условиях. Украинский экзархат РПЦ враждебно относился к УАПЦ, духовенство и прихожан которой называли самосвятами, безблагодатными, неверными.

— Вспоминаю, что монашки из Флоровского монастыря, который я любил с детства и рядом с которым жил, ходили по территории монастыря с вилами, словно крестьянки на поле. Говорю: «Матушка, а зачем вы с вилами?»

Отвечает: «От автокефалистов охраняемся». Другая монашка, когда увидела меня, начала кричать: «Сатанисты, сатанисты!», — продолжает разговор владыка Владимир.

Несмотря на все сложности, за короткое время почти во всех областных и многих районных центрах появляются общины УАПЦ, возникает Братство апостола Андрея Первозванного, что сыграло значительную роль в созыве Всеукраинского Собора по восстановлению УАПЦ. На страстной неделе в 1990 году началось богослужение в храме св. Архистратига Михаила в Киеве, что в Музее архитектуры и быта, потом в Покровской церкви на Подоле.

— Окончательное организационное оформление УАПЦ произошло тридцать лет назад, 5-6 июня в 1990-м, — говорит владыка Владимир. — Открылся собор Божественной литургией в святой Софии благодаря стараниям народного депутата Украины Олеся Шевченко. На собор съехались более 700 депутатов со всей Украины, из них семь епископов, духовенство. Среди гостей собора были народные депутаты Иван Драч, Иван Заяц, Сергей Головатый, Олесь Шевченко и другие. Самое главное, что на соборе был провозглашен Украинский (Киевский) патриархат и избрали предстоятеля УАПЦ блаженнейшего митрополита Мстислава (Скрипника) с титулом Святейший Патриарх Киевский и всея Украины. Вспоминаю, как блаженнейший Мстислав, возвращения которого в Украину на акциях протеста требовали сотни мирян, поехал поклониться иконе Почаевской Божьей матери в Почаевскую лавру, которую на то время заграбастала РПЦ, а «братья по вере» его не пустили, закрыли перед пожилым уже человеком ворота. Возрождение УАПЦ — свидетельство вековечного желания украинцев иметь свою независимую Церковь. И если бы не было движения за восстановление УАПЦ, если бы не провозглашение Киевского патриархата, неизвестно получила бы Украина Томос об автокефалии Украинской Церкви, документ, который поставил ПЦУ вровень с другими Церквами мира.