Об этом говорится в проекте закона о внесении изменений в Закон Украины «Об образовании» по обеспечению качества учебной литературы (регистр. № 3900 от 17.07.2020 г.), поданном рядом народных депутатов.

Документ разработан с целью установления четких требований к качеству учебной литературы и механизму проверки их соблюдения.

«Качество учебников — одна из острейших проблем, на которые жалуются в школах», написала на собственной фейсбук-странице автор законопроекта народный депутат Украины Инна Совсун (фракция «Голос»). Можно сколько угодно инвестировать в новейшие технологии, однако надлежащего внимания требуют прежде всего базовые материалы, напомнила она.

«Я вместе с коллегами зарегистрировала законопроект № 3900 относительно обеспечения качества учебной литературы для того, чтобы украинские учебники отвечали стандартам и проходили соответствующую экспертизу, — сообщила Инна Совсун. — О каких стандартах идет речь? В законопроекте прописаны три базовых требования: научный характер, академическая добропорядочность и отсутствие дискриминационных высказываний».

Министерство образования и науки каждый год вносит изменения в процедуры конкурсного отбора учебников, которые печатают за государственные средства. «Однако действующая процедура, а также качество подготовки экспертов и ответственность за их решения до сих пор вызывают сетования со стороны издателей», отмечено в объяснительной записке к законопроекту.

Несовершенна и процедура предоставления грифа «одобрено для использования в заведениях полного общего среднего образования» учебной литературе, напечатанной за счет физических или юридических лиц.

Изменить ситуацию парламентарии предлагают благодаря введению на законодательном уровне определения учебной литературы и критериев, которым она должна отвечать, обновлению подходов к экспертизе таких материалов и усовершенствованию распределения полномочий относительно научного и методического обеспечения образования между разными государственными структурами.

Какие виды учебной литературы будут подлежать экспертизе, будет решать центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки, то есть МОН. Речь идет о литературе, которая «используется для получения дошкольного и полного общего среднего образования». Каким критериям она должна отвечать, уже определились.

«В образовательном процессе в учебных заведениях может использоваться учебная литература, созданная с соблюдением требований академической добропорядочности и отвечающая стандартам образования, принципам научности, системности, доступности, возрастным и психофизиологическим особенностям развития получателей образования и другим требованиям, определенным законодательством, и не может содержать высказываний, изображений, видео- или аудиоматериалов дискриминационного характера, кроме случаев, когда такие высказывания, изображения, видео- или аудиоматериалы используются для иллюстрирования или объяснения явлений дискриминации», сказано в законопроекте.

Согласно нему учебная литература, которая изготовляется или закупается за счет государственного бюджета, должна проходить обязательную экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательства (в частности, прописанным в этом законопроекте).

Кроме того, документ предусматривает право инициировать такую экспертизу относительно учебной литературы, напечатанной за счет местных бюджетов, физических и юридических лиц и использующейся в учебных заведениях. «Учебная литература, которая изготовляется (приобретается) за средства местных бюджетов, юридических и физических лиц, может проходить экспертизу по инициативе авторов (авторских коллективов), разработчиков, издателей или на основании обращения физических и юридических лиц в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки», говорится в законопроекте.

Материалы, которые по результатам экспертизы признают не отвечающими требованиям законодательства, не смогут использовать во время образовательного процесса.

Соб. инф.