О некоторых новеллах избирательного законодательства во время вебинара, организованного Ассоциацией городов Украины «Что надо знать о местных выборах 2020», рассказали исполнительный директор АГУ Александр Слобожан и член ЦИК Сергей Постивый. Мероприятие организовано в рамках проекта «ПУЛЬС», который реализует АГУ при поддержке USAID. Такие просветительские кампании очень необходимы, поскольку в этом году действуют новые избирательные правила, а сами выборы будут проходить на новой административно-территориальной основе. Таким образом, новое законодательство предусматривает сложную избирательную модель — пропорциональную систему с условно открытыми списками и мажоритарную систему относительного большинства.

Для повышения уровня легитимности

«Система будет определяться, исходя из количества избирателей, которые имеют право голоса по состоянию на
1 августа 2020 года. Мажоритарная система (самовыдвижение) вводится в населенных пунктах с численностью избирателей менее 10 тысяч. Но в то же время субъектами выдвижения здесь могут быть и политические партии. Что касается выборов сельских, поселковых и городских голов, то для них также оставили возможность как самовыдвижения, так и выдвижения через партийные ячейки», — отметил А. Слобожан.

Два тура голосования вводятся в городах с численностью избирателей свыше 75 тысяч, то есть будет действовать система абсолютного большинства. Таким образом, если в первом туре кандидат не наберет более 50 процентов голосов, будет объявлен второй тур. До сих пор такая система действовала в больших городах с численностью избирателей свыше 90 тысяч. В громадах, где проживают менее 75 тысяч избирателей, будет действовать система относительного большинства. То есть победителем станет тот, кто наберет больше голосов.

Отзыв

Сельский, поселковый, городской голова может быть отозван с должности либо по народной инициативе, если за это проголосовал соответствующий совет простым большинством голосов (это для самовыдвиженцев), либо по решению высшего руководящего органа партии (если голову выдвигала партийная организация).

Императивный мандат

Депутат местного совета, избранный от политической партии (в громадах с количеством избирателей свыше 10 тысяч), может быть отозван, в частности, если его деятельность не отвечает программе партии или ее ячейки, если он не вошел во фракцию местной организации партии или был исключен фракцией из нее. Это будет касаться депутатов, избранных как по мажоритарной системе от политической партии, так и по партийным спискам.

После отзыва такого депутата избранным считается следующий кандидат из списка партии или назначаются промежуточные выборы, если это касалось депутата-мажоритарщика.

Старосты

Старосты отныне не избираются путем прямых выборов. Именно поэтому из «тела» Избирательного кодекса Украины упоминание о старостах изъято. Но это не означает, что этот институт исчезает. Старост согласно ч. 1 ст 54-1 Закона «О местном самоуправлении» будут назначать соответствующие местные советы.

Что запрещается

Избирательный кодекс не разрешает быть кандидатом в депутаты по партийным спискам более чем в два равных совета. Не разрешается быть кандидатом на должность председателя более чем одной громады. Также нельзя быть одновременно кандидатом от партии и самовыдвиженцем.

Что разрешается

Здесь есть распределение по избирательным системам. В громадах с численностью избирателей менее 75 тысяч разрешается одновременно кандидату на должность городского головы выдвигаться в совет громады плюс областной совет. В городах с численностью более 75 тысяч кандидат на должность головы может одновременно выдвигаться кандидатом в городской совет.

Денежный залог

Как известно, размер денежного залога был существенно снижен, что позволяет большему количеству людей принимать участие в выборах. Для кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы, которые выдвигаются в громадах с количеством избирателей менее 75 тысяч, залог составляет одну минимальную заработную плату. Ее размер с 1 сентября — 5 тысяч гривен.

Для кандидатов на должность городского головы с численностью избирателей свыше 75 тысяч предусмотрены четыре минимальные заработные платы на каждые 90 тысяч избирателей. То есть 20 тысяч гривен надо умножить на количество избирателей и поделить на 90 тысяч.

Для депутата сельского, поселкового и городского совета с количеством избирателей менее 10 тысяч — это 20 процентов от минимальной зарплаты. То есть 1 тысяча гривен за каждого кандидата (речь идет о партийном списке). В громадах с количеством более 10 тысяч избирателей для кандидатов в депутаты предусмотрены четыре минимальные зарплаты на каждые 90 тысяч избирателей (речь идет о списке). Для депутатов областных, районных и районных в городах советов — четыре минимальные заработные платы на каждые 90 тысяч избирателей (речь идет о списке).

Гендерная квота

Законодатель установил обязательное соблюдение гендерной квоты во время формирования избирательных списков местных организаций политических партий. Таким образом, на каждые пять кандидатов в избирательном списке должно быть минимум два человека противоположного пола. Несоблюдение гендерной квоты в избирательном списке может быть основанием для отказа в регистрации кандидатов в депутаты от соответствующей местной организации политической партии.

Установление результатов

В бюллетене избиратель должен поставить две отметки — за партию и за конкретного кандидата. Если избиратель поставит только одну отметку напротив партии и не укажет своего кандидата, его голос будет засчитываться в общий региональный список, то есть в корзину партии. Если же в бюллетене две отметки, то сначала будет определяться количество голосов за партию, а затем подсчет будет осуществляться по каждому конкретному кандидату.

В целом система установления результатов голосования очень сложная, поэтому, как отметил С. Постивый, ЦИК однозначно будет проводить обучение для членов избирательных комиссий: «Мы будем максимально использовать все учебные ресурсы. Параллельно с этим мы совместно с ОБСЕ, в рамках технической поддержки и помощи, разрабатываем портал «Кабинет территориальной избирательной комиссии» — это рабочее название, он должен существенно упростить жизнь ТИК. На завершающей стадии также находится разработка чат-бота, который будет разделен для членов комиссий и для избирателей. Там также будут ответы на ключевые вопросы. Поэтому обучение, просветительская кампания обязательно будут».