16 июля 1990 года Верховная Рада УССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины, которая провозгласила «верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях», определила курс на построение суверенного национального государства, которое должно обеспечить «национально-культурное возрождение украинского народа».

Таким образом, Украина стала на путь тех республик, которые заявили о намерении выйти из Советского Союза: 11 марта 1990 года Литва восстановила свою независимость, Латвия и Эстония активно готовили восстановление независимости, а 12 июня была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Именно последнее событие повлияло на украинских коммунистов, которые брали пример со своих российских коллег. Под давлением демократического блока «Народная рада» в Верховной Раде «за» проголосовало 357 народных депутатов, среди которых абсолютное большинство было коммунистами. Согласно постановлению «О дне провозглашения независимости Украины» 16 июля объявлялось праздничным и выходным днем.

В Декларации о государственном суверенитете впервые определены юридические и правовые нормы правопреемства Украины. Декларация провозгласила непрерывность государства Украина и его территориальную преемственность в существующих границах УССР. В Декларации было заявлено правопреемство в правах на долю наследства СССР (в частности в алмазном и валютных фондах, золотом запасе). В течение года был принят Закон «Об экономической самостоятельности УССР» и постановление о переходе в юрисдикцию УССР предприятий и организаций союзного подчинения, о службе призывников только на территории Украины, началась работа над законом о гражданстве, был принят закон об учреждении президентской должности. Таким образом, была сформирована правовая база для провозглашения независимости Украины.

Нежин был в эпицентре тогдашних событий, ни одно из них не прошло мимо города. Здесь активно действовали национально-демократические силы: Общество украинского языка имени Т. Г. Шевченко, Народный рух Украины за перестройку, Украинская республиканская партия, «Мемориал», «Зеленый мир», УАПЦ. Принимали участие в «живой цепи», выдвигали альтернативных кандидатов в депутаты всех уровней, вели агитационную работу в рамках проведения референдума и опросы об изменении формы союзного государства, обеспечивали проведение культурологических походов «Колокол-90», «Последней дорогой Кобзаря», «Казацкими дорогами», впервые проводилась служба на родном языке в казацком Николаевском соборе, открыли памятный знак Кобзарю возле Спасо-Преображенского храма. Это была продолжительная и крайне напряженная мирная революция, которая привела к изменению в республике государственного устройства, политической системы, экономической и культурной моделей развития.

Ныне мы празднуем День Независимости Украины 24 августа — в честь принятия 1991 года Акта провозглашения независимости Украины. Не преуменьшая исторического значения даты 24 августа, все же надо признать принципиальную первостепенность события,  произошедшего именно 16 июля 1990 года. Отодвигая на второй план это событие, было отвлечено внимание общества от принципов развития современного государства, что повлекло за собой демографические, а позже также территориальные потери.

Согласно Декларации о государственном суверенитете, единственным источником государственной власти признавался народ, а Верховная Рада УССР могла выступать от его имени. В Декларации были определены базовые принципы государственного устройства, сориентированные на отображение в будущей Конституции Украины. Содержание Декларации превратилось в высший закон, поскольку за год борьбы она была подтверждена

Актом провозглашения независимости Украины и голосованием во время Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года. Однако ориентиры Декларации, хоть и нашли отображение в Конституции Украины 1996 года, записаны в ней так, что стали в основном декларативными, а то и недоработанными, в результате чего граждане отстранены от общегосударственной собственности и власти, что ведет страну к потере суверенитета.

Посткоммунистическое руководство во главе с первым Президентом Украины в период становления независимости в 1990—1993 годах, пользуясь некомпетентностью национально-демократических сил в вопросах экономики и государственного управления, вопреки принципам Декларации о государственном суверенитете, в июне 1994 года инициировало прекращение полномочий Верховной Рады Украины, которая была сформирована по принципу прямой демократии, и взяло курс на олигархизацию государства, завершение которой ознаменовало окончание полномочий второго Президента Украины.

Революционные события 2004-го и 2013—2014 годов, а также электоральная революция 2019 года, которые завершились приходом к власти 3-го, 5-го и 6-го Президентов Украины, хоть и не смогли сразу вернуть страну к запланированным принципам развитого гражданского общества и народовластия, но привели к сдвигам, которые вывели на этот путь. Процесс децентрализации с созданием территориальных громад формирует модель государственного устройства, альтернативную олигархии.

Но и здесь не обошлось без искажений. Какое-то странное понятие придумано: ОТГ — объединенная территориальная громада. Должно было быть так: граждане объединяются в громаду по месту проживания, а громады объединяются, образовывая Объединение громад, что не равнозначно административно-территориальной единице. Громада — это институт гражданского общества (ИГО), главной функцией которого является контроль за властью, прежде всего в пределах территории своей административно-территориальной единицы. Такой контроль за публичной властью на административной территории является проявлением состоятельности и ответственности громады за самостоятельное управление собственными делами и одновременно в качестве ИГО предоставляет способ реализации самодеятельности граждан. Для этого большинство граждан в громаде должны относиться к среднему классу, то есть быть материально независимыми от власти, иметь средства для этого, прописанные в ст.13 Конституции Украины: «Земля, ее недра... являются объектами права собственности Украинского народа». Нынешняя олигархическая власть этого не желает, поэтому и запутала административно-территориальную реформу.

Итак, вышесказанное еще необходимо закрепить в Конституции Украины, а также возобновить деятельность государственных органов по содействию развитию гражданского общества. Хорошо, что этот процесс вернулся — на органический, базовый уровень громад. Дальше он должен распространиться на высшие уровни административно-территориального устройства, поэтому роль государственного центра заключается в гармонизации взаимоотношений громад и территорий в унитарном государстве вопреки навязыванию РФ искусственной федерализации с последующей деструкцией суверенности Украины. Подкрепление статусности граждан путем реализации права собственности украинского народа на общенациональные ресурсы, перечисленные в Разделе VI Декларации о государственном суверенитете и соответственно в ст.13 Конституции Украины, станет духовной и материальной основой для их консолидации ради такого государства, которое согласно ст.1 Конституции Украины, «является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством».

Революционные события еще впереди, ведь трансформация экономической модели и политической системы к вершинам ориентиров Декларации о государственном суверенитете — это сложный и небесконфликтный процесс. Главное, чтобы он проходил мирно, как и 30 лет назад.

Черниговская область.