В частности, депутатам был представлен фильм, который, по словам председателя подкомиссии Антония Мацеревича, станет одним из приложений к окончательному отчету подкомиссии. Лента построена как полемика с выводами Государственной комиссии по изучению авиакатастроф («комиссия Ежи Миллера»), презентованными в июле 2011-го на основании изучения причин катастрофы в 2010—2011 гг.

Главный тезис представленного материала — два взрыва: первый на левом крыле, а второй — на центроплане. «Это подтверждают следы тротила, гексогена и пентрита, обнаруженные на остатках самолета», — уверяют авторы фильма. Собственно, это взрывное устройство «убило пассажиров VIP-салона, разбросав их останки на расстояние около 100 м, высадил левую пассажирскую дверь», подчеркивают авторы фильма.

По убеждению подкомиссии, о том, что в ТУ-154М произошел взрыв, свидетельствуют характер разрушений самолета и радиус, в котором были разбросаны его обломки, с одной стороны, и поражения тел пассажиров авиалайнера, с другой. Подчеркивается, что радиус нахождения обломков является «доказательством внезапного распада самолета в воздухе». Польские СМИ цитируют другой фрагмент презентованного материала: «

Масштаб поражений тел пассажиров значительно больше, чем можно было предположить: у 45% жертв имела место многоразовая фрагментация тела; 74% жертв были полностью или частично без одежды. Очень тяжелые ожоги обнаружены у 47% жертв, большинство которых находилось на расстоянии даже 50 метров от наземного пожара. В телах очень многих жертв зафиксированы инородные предметы — обломки обшивки самолета, стекло, даже фрагменты стального подшипника». В этом контексте подчеркивается, что на основании проведенных исследований и анализов, подкомиссия пришла к выводу, что к таким поражениям не могло привести столкновение самолета с землей.

В фильме также звучат обвинения, с одной стороны, в адрес российских следователей, изучавших причины катастрофы, что те «пытались скрыть доказательства взрыва», а, с другой, в адрес комиссии Миллера, что «не занималась настоящим исследованием смоленской трагедии». На этой почве дошло до острой словесной перепалки между оппозиционным депутатом Мацеем Лясеком (в 2010—2011 гг. — заместитель председателя государственной комиссии по вопросам изучения причин катастрофы президентского ТУ-154М. — Ред.) и А. Мацеревичем. М. Лясек ставит в укор членам подкомиссии «отсутствие компетенции», поскольку те «за 54 месяца работы» не представили причин катастрофы, а ее руководителю — «сознательное введение в заблуждение общественного мнения».

Парируя, А. Мацеревич, в частности, заявил, что задачей его подкомиссии не является определение, имело ли в Смоленске место покушение, потому что это задачи прокуратуры и суда. Его же комиссия лишь устанавливает, «что произошло, что привело к тому, что польский самолет упал на землю».

Напомним, что комиссия Е. Миллера признала причиной катастрофы 10 апреля 2010 г. слишком низкое схождение машины при заходе на посадку в отсутствие видимости и как следствие столкновение с деревьями, что привело к постепенному уничтожению конструкции ТУ-154М. Комиссия утверждала также, что бортовые регистраторы звука и параметров полета президентского авиалайнера не подтверждают тезис о взрыве на борту самолета.