В ее творческом багаже — несколько сотен портретов участников Революции Достоинства, многие из которых написаны на баррикадах, минимум двести портретов украинских бойцов, которые воюют за Украину на Донбассе, написанных в окопах, целая галерея образов деятелей казацкой эпохи и УНР, воинов УПА, лидеров национально-освободительной борьбы. Князь Святослав Храбрый, гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа, выдающиеся деятели украинской революции Евгений Чикаленко, Дмитрий Донцов, Николай Михновский, Симон Петлюра, а еще Евгений Коновалец, Андрей Мельник, Степан

Бандера, портреты которых создала художница, входят в современное информационное пространство героями, борцами за независимость Украины.

Отдельное место в творчестве Марины Соченко, которое она называет борьбой с малороссийством и совком, занимает личность выдающегося литературоведа, публициста, общественно-политического деятеля Сергея Ефремова (на снимке). Генеральный секретарь межнациональных дел Секретариата Украинской Центральной Рады, академик Украинской академии наук (с 1919-го), вице-президент Всеукраинской академии наук (1923—1928 годы), заведовал историко-филологическим отделением академии, возглавлял комиссию для составления биографического словаря украинских деятелей, принимал участие в разработке концепции украинской государственности, украинской национальной культуры и образования. Именно Сергей Ефремов (настоящая фамилия Охрименко) предложил и использовал название Украинская Народная Республика, поэтому считается «крестным отцом» УНР. Он — автор более 10 тысяч научных и публицистических статей. По объему написанного его сравнивают с такими гениями, как Иван Франко и Оноре де Бальзак.

Настоящий украинец, демократ, как отмечают исследователи, органически не воспринимал ни московского колониального режима, ни марксизма, не говоря уже о большевистской «теории и практике», осуждал украинофобов и не воспринимал малороссийство. Большевистская власть этого не прощала. 21 июля 1929 года он был арестован в третий раз по сфальсифицированному обвинению в организации придуманной ОГПУ антисоветской организации — Союза освобождения Украины. Вместе с ним на процессе осудили родного брата профессора Петра Ефремова, племянника, студента Николая Павлушкова. Сергей Ефремов погиб в 1939 году в одном из лагерей ГУЛАГа.

...Воин УНР, поэт Евгений Маланюк в своей знаменитой монографии «Малороссийство» писал: «Что же такое малоросс? Это — тип национально-дефективный, искалеченный психически, духовно, а в последствии, иногда — и расово. На нашей Родине, в главном историческом месторождении этого человеческого типа, он приобрел особенно патологический и совсем не такой простой характер, как, на первый взгляд, может показаться». Евгений Маланюк отмечал, что благодаря определенному историческому ходу тип малоросса, у которого происходит «затмение, ослабление и со временем потеря исторической памяти», на нашей земле становился массовым и, что «хуже всего, традиционным». А «способы... малороссийского производства уже в Москве разрабатывались не одно столетие».

— Малороссийство, с которым боролся Сергей Ефремов, и сегодня в действии, — говорит художница. — До сих пор боремся за украинский язык! И как же глубоко это малороссийство залезло, въелось в души, как ржавчина. Если ребенок до пятого класса учился на русском, а затем перейдет на украинский, то у него будет психологическая травма — таковы аргументы против языкового закона. Так пускай учатся сразу, с садика, а лучше с рождения. Вспоминаю себя маленькой. Отец — военный. Из украинской среды меня вырвали еще младенцем и повезли в военный закрытый городок в Казахстан. Понятно, что я никакой, кроме русской, речи не слышала. В пять лет меня привезли в Украину, украинского я не понимала. Через два месяца не только понимала, но и свободно говорила. Позже, когда переехали в Киев, меня снова русифицировали. И никто не спрашивал, комфортно мне или не комфортно. Для того чтобы была Украина, надо, чтобы был украинский язык, именно это и станет смертью для «русского мира», туда ему и дорога.

— Важно помнить исторические уроки, — продолжает Марина Соченко. — Идем на уступки, чтобы доказать врагу, что мы хотим мира. Но не будет мира, это только усиливает аппетит агрессора. Никто не делает никаких исторических выводов, ведь сто лет назад малороссийская позиция проиграла освободительную борьбу, армия не имела поддержки у народа и чем все это закончилось? Мир будет, когда будет сильная армия, способная дать агрессору в зубы, и когда будет сильное проукраинское патриотическое большинство. Только тогда наступит мир. А за это надо бороться.