Это подчеркнул председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель во время пресс-конференции «Месяц до старта выборов: админресурс, досрочная агитация, черные технологии».

Председатель КИУ озвучил ключевые риски, которые возникают накануне гонки. В частности, это проведение выборов в условиях пандемии, или ее угрозы. «Это, конечно же, отразится на характере кампании, агитации и явке избирателей. К сожалению, мы имеем все основания констатировать: украинская власть не готова к проведению выборов в условиях коронавируса — ни при мягком сценарии, ни при жестком. Организация выборов в условиях пандемии — это в первую очередь процедуры, материальное обеспечение и дополнительные затраты из государственного бюджета. Речь идет о достаточно больших цифрах. В Украине около 33 тыс. 400 избирательных участков, на которых будут работать сотни человек. Каждый из этих участков необходимо обеспечить достаточным количеством дезинфицирующих средств, а работников — масками. Серьезной подготовки требует и защита членов комиссий, которые будут создаваться в медицинских учреждениях или на участках, где будут голосовать граждане, находящиеся на обсервации, или больные коронавирусом. У нас нет оснований лишать граждан права голоса только потому, что они заболели», — отметил А. Кошель.

Таким образом, по его словам, дополнительная сумма из госбюджета может измеряться сотнями миллионов гривен, и на это нужно реагировать немедленно.

Алгоритм действий, добавил он, должен быть следующим: главный санврач и Минздрав должны разработать рекомендации для ЦИК по проведению выборов в условиях угрозы пандемии. ЦИК должна провести надлежащие подсчеты, а Верховная Рада — внести изменения в бюджет.

Следует отметить, что ЦИК уже одобрила и отправила Кабинету Министров разработанные рабочей группой, созданной при Центризбиркоме, рекомендации и меры, направленные на предотвращение COVID-19.

Отдельно председатель КИУ призвал партийные организации не подавать в состав избирательных комиссий кандидатуры граждан старшего возраста, потому что это группа риска.

Другая проблема — это использование админресурса. «Последние несколько лет КИУ не акцентировал внимание на этой проблеме, потому что она почти исчезла. Но за последние два месяца мы видим факты, которые можно характеризовать как политическую коррупцию», — отметил А. Кошель и привел ряд фактов.

«Мы предостерегаем, что обсуждение народного депутата с Президентом возможных предвыборных уголовных дел — это та история, которая имеет все признаки административного ресурса или политической коррупции», — подчеркнул А. Кошель, призвав и местную, и центральную власть, и правоохранительные органы отказаться от практики возбуждения уголовных производств накануне выборов.

«Привлечение ресурсов, возможностей СБУ, местных госадминистраций, Офиса Президента, отдельных министерств к проведению предвыборной агитации будет рассматриваться исключительно как использование админресурса, нарушение принципа равенства кандидатов», — констатировал он.

Эксперт напомнил также, что избирательное законодательство запрещает кандидатам, которые занимают должности в органах государственной власти, привлекать к предвыборной агитации или любой работе, связанной с выборами, подчиненных им лиц, служебный транспорт, связь, помещения и т. п.

Отдельно А. Кошель остановился на возможности использования технологии избирательного туризма. Которая, к величайшему сожалению, может быть легальной.

Если раньше для изменения избирательного адреса необходимо было подать мотивированное заявление с подтверждающими документами, то сейчас в заявлении необходимо только указать адрес жилья, по которому избиратель фактически проживает и на который просит определить его новый избирательный адрес. Никакого документального подтверждения этого не надо. «Кто угодно может подать заявку онлайн и проголосовать в курортной Затоке с дорогими землями, в Конча-Заспе, где также может быть борьба за землю», — отметил председатель КИУ.

Кстати, ЦИК уже обратилась в Нацполицию с просьбой проверить соблюдение требований законодательства при изменении избирательного адреса граждан на адрес фактического проживания, которые относятся к территориям Каролино-Бугазской сельской (Белгород-Днестровский район), Таировской поселковой и Фонтанской сельской (Одесский район) территориальных громад Одесской области.

Комиссия обнаружила, что более 86% общего количества обращений касаются изменения избирательных адресов на адрес одного и того же жилого дома или даже квартиры в нем. К слову, на этих территориях указанная проблема не нова. Во время организации подготовки и проведения местных выборов 2015 года ЦИК уже обращалась с подобным вопросом в Министерство внутренних дел Украины для проверки обстоятельств и соответствующего реагирования.

Важно

ЦИК напоминает: изменение избирательного адреса на адрес, по которому гражданин фактически не проживает, является нарушением требований законодательства. А совершение такого действия с целью голосования на соответствующих местных выборах за определенных кандидатов может привести к искажению результатов таких выборов.