Планов много. Отец Ярослав, Михаил Кропельницкий, Василий Андриешин (слева направо).

 


«Гора на Днестром». Ярослава Андриешин, отец Ярослав и Михаил Кропельницкий.

У каждого населенного пункта свои географические, культурные и исторические особенности. В Новом Мартынове Галичского района инициативная громада воспользовалась близостью реки и славным прошлым своего села и создала религиозно-исторический комплекс «Гора над Днестром».

Настоящее перекликается со славным прошлым

Жизнь небольшого, на 350 жителей, села Новый Мартынов идет в привычном ритме. Как где-то столетие или даже больше назад. Богослужение в величественном храме на возвышении, пастухи со скотом возвращаются к полудню домой.

Сезон вишни: где-то со стремянки, а то и на самом дереве местный люд срывает сочные плоды. Даже в воскресный день, воспользовавшись погодой, собирают сено. Вьется вверх по жердинам фасоль. Клочок пшеницы сплошь покрыт васильками — редкость для нынешних усеянных химикатами полей.

Современность выдают заасфальтированные улочки и добротные дома, припаркованные автомобили и мототехника. А еще — большое количество явно неместного люда, спешащего в одном направлении. После церковной службы у нас заранее запланированная встреча с местным священником отцом Ярославом Озаркивым и уроженкой села Ярославой Андриешин. Как и другие прихожане, она выходит из церкви в вышиванке.

Отсюда хорошо просматривается самая большая гордость и достопримечательность села — религиозно-исторический комплекс «Гора над Днестром» за коваными воротами. Там уже многолюдно. Кто-то присматривается к карте Нового Мартынова, который в давние времена был важным стратегическим городком. Об этом свидетельствует сохранившаяся старинная картина боя над рекой, на горе Могила, восстановленные окопы и даже пушки.

Село входит в Тенетниковский сельсовет. Ее председатель Михаил Кропельницкий рассказывает, что у Днестра здесь перекаты — каменистое дно, которое никогда не заиливается, удобное место для переправы на телегах. «Именно здесь пролегал путь с Галичины в Крым, куда татарские завоеватели переправляли награбленное и ясырь. В 1624 году казацкое войско объединилось с польским во главе с коронным гетманом Станиславом Конецпольским и общим фронтом дало отпор врагу. Тогда же отбили у ордынцев захваченных в плен юношей и девушек и много церковных ценностей. Старожилы рассказывают, что над селом тогда появился крест — как знамение победы христианского войска», — рассказал Михаил Алексеевич.

Нападения с тех пор прекратились. Однако село и дальше оставалось полем сражений. В Первую мировую здесь был оборонный пункт. О нем напоминают окопы тех времен, которые восстановили в рамках реализации проекта «Гора над Днестром».

«Мы здесь играли маленькими в прятки, войнушки, потому что знали из рассказов о тех давних боях. Их подтверждением является захоронение тех времен возле церкви в соседнем Старом Мартынове. Туда ежегодно в августе приезжает из Чехии помянуть погибших праправнук одного из воинов», — подтверждает слова войта Ярослава.

А отец Ярослав добавляет, что при обустройстве окопов наткнулись на кости и черепа. Человеческие останки бережно передали на исследование ученым в Ивано-Франковск. После перезахоронят в селе.
Молитвенно очиститься перед Иисусом

Над теми окопами возвышается величественная статуя Иисуса Христа, который будто утверждает победу добра над злом. И еще миссионерский крест, с которого, собственно, все и началось в 2015 году. Священники в течение недели находились в селе и посоветовали открыть детский христианский лагерь.

Именно с этого благословенного места на скале лучше всего просматриваются окрестности: голубая лента Днестра, сразу за дамбой — ухоженное озерцо. Широкая пойма в ложбинке. Теряешься: о чем расспрашивать и куда двигаться. Но сначала о главном.

«Вместе с прихожанами и скульпторами посоветовались, что именно здесь, в скале, будет макет Гроба Господня, над которым и возвышается статуя Христа. Внутри — Плащаница. Чтобы подняться сюда, надо пройти Крестную дорогу. Каждую из 14 стаций оплачивала какая-то из сельских семей. Даже не зная Священного Писания, можно прочитать высеченные на гранитных плитах рассуждения, поразмышлять, молитвенно очиститься, и тогда уже заходить к Иисусу. Рядом на скале — крест из самшита, который будто передает тяжелую Божью ношу», — говорит отец Ярослав и добавляет, что идейным вдохновителем многих начинаний здесь стала Ярослава Андриешин. Придет в церковь и рассказывает какую-то очередную идею, которая ей пришла во сне.

Развязать узлы проблем

Так на холме перед церковью появилась статуя Богородицы, которая развязывает узлы. Ее Ярослава пожертвовала-подарила селу вместе со своей сестрой Ириной. Символ того, как Божья Матерь через свое послушание развязывает те грехи, которые совершили первородные люди из-за непослушания.

«Матерь Божия ногой прижимает к камню змея-дьявола, символизирующего грех. Один ангел подает Богородице ленту с человеческими грехами-узлами, второй получает из рук Девы Марии уже развязанные проблемы. Во время молитвы будто снимаем с себя какой-то старый груз. Именно поэтому на это благословенное место идут толпы паломников», — отмечает отец Ярослав.

Фигуру освятили в этом году, это получился действительно завершающий акцент христианской жизни. Потому что начинается все с Библейского сада. Первыми здесь — статуя Адама и Евы. Она символизирует слова из Священного Писания, когда Господь спросил первочеловека, кто позволил ему съесть запретный плод. Тот указал на Еву.

«Скульптор с Закарпатья Юрий Лукич сумел передать наш замысел, что вина за грех одинаково лежит на Адаме и Еве. Их скорбный взгляд передает полное раскаяние в содеянном. Работа шла легко. Когда же мастер стал лепить змея под ногами, у него неожиданно поднялась высокая температура, которая держалась три дня. Пока прихожане святой водой не окропили статую. С тех пор фигура имеет какую-то чудотворную ауру», — говорит наш гид Ярослава.

Здесь высажены все растения, упоминаемые в Библии: например, иссоп, фиги, листьями которых прикрылись в раю Адам и Ева, маслина. Это теплолюбивое растение на зиму супруги Андриешины переносили в дом. Укрывают от мороза и гранатовое дерево. А еще здесь есть кованое из металла Древо жизни. Его лепестки-лампочки на солнечных батареях таинственно подсвечивают местность ночью.

В подземелье — следы древнего замка

Привлекает внимание огромная беседка под навесом, возвышающимся над холмом. Ряды кресел, сцена — все для проведения обучений, конференций и даже фестивалей. В августе здесь проходит фестиваль христианской песни. У него есть перспектива получить статус областного. Для этого есть все предпосылки, даже хорошо оборудованная комната в скале.

«Здесь была плебания, жилище священника. Напрочь разрушенное, его окончательно разобрали где-то в конце прошлого века. Место стало заброшенным, заросло сорняками. Вместе с церковью и жителями села решили восстановить давние стены. С проектом «Гора над Днестром» победили на областном конкурсе и получили соответствующие средства на обустройство детского христианского лагеря. Помог финансами соседний Бовшевский сельсовет во главе с председателем Анной Очкур. Присоединились районные и областные власти. Теперь это наше общее достояние», — раздумывает Михаил Кропельницкий.

Во время рихтовки фундамента специалисты определили, что он из тесаного камня и является остатком стен древнего замка. В подтверждение еще и такой факт. Как-то грузовик, который привез камень, застрял колесом в пропасти. Стали раскапывать, а это лестница в подземелье. С недели три местная молодежь выбирала землю и добралась до двух сводчатых комнат. Старожилы вспомнили легенды о подземных ходах к Днестру, но их еще не нашли.

Зато раскопали колодец, на который указала одна из жительниц села. Расчистили, добрались до воды на глубине 26 метров. Сруб также из тесаного камня, такой старинный. Теперь здесь место, символизирующее встречу самаритянки с Иисусом.

Барьер для реки

Вместе с сельским председателем спускаемся к Днестру. Местами река протекала под скалой. После разрушительного наводнения 1969 года выбила себе новое русло и этим освободила село от следующих наводнений. Пойма огромна. От берега отделяет рукотворная дамба. Ее в рамках проекта соорудили работники публичного акционерного общества «СТМ», которым руководит Ярослава Андриешин.

«Берег был весь в ивняках. Река с горы совсем не просматривалась. Корчевали, вывезли пни и выкопали озерцо. Оно защищено от реки дамбой. Для детей безопасно. Так же оборудовали душевые кабины, рукомойники с водой. Здесь разбивают палатки. Молодежи интересно. Красиво. Вон как Днестр отражает голубизну неба. И главное, что даже во время июньских ливней вода не вышла на пойму. Зато наполнила речной рыбой озерцо», — гордится сделанным голова.

Михаил Алексеевич попутно показывает чащи неподалеку. Говорит, что здесь могут ввести какой-то бизнес предприниматели. Для села польза, да и для туристов, которые пришвартовываются во время сплавов по Днестру. С радостью подхватил идею клуба «Виноградари Прикарпатья» заложить здесь лозу. Перспективы действительно хорошие.

На скале видны какие-то рисунки. То ли следы уже нынешних паломников, то ли древние рукописи — это еще предстоит исследовать. Как и отверстие в каменной стене. Может, пещеры или заброшенные ходы к реке...
Зона отдыха

По дороге на гору оборудована детская площадка. На одной из качелей сидит бабушка, на другой маленькая девочка — символическое единение поколений. Пусть так и будет: традиции и новации дадут толчок для развития села.

В хорошо оборудованном уютном дворе Андриешиных есть даже качели. Вьются огурцы по забору, за ним созревает поле пшеницы, где-то дальше, за лощиной, — пруд, который взяли в аренду. Куры в загоне. Привычный для села труд. Это родной дом Ярославы. После зимы перебираются сюда из Ивано-Франковска, ведут хозяйство, проектируют. Хозяйка говорит, что не все замыслы еще открыла им Богородица. С Божьим благословением все получится.

Перспективы Нового Мартынова и вообще края обсуждаем за столом с ароматным травяным чаем и местными пляцками-тортами. Здесь ждут открытия фестиваля, если не запретят из-за карантина. Впрочем, локально, на свежем воздухе, угрозы минимальные. Есть где разместиться. Во время дождя из палаточных лагерей можно перебраться в сельскую школу. Ярослава получила разрешение на обустройство детского приюта в старом корпусе учебного заведения. Даже в их небольшом селе есть сироты, нуждающиеся в опеке.

«Каждый год что-то становится лучше. Дорогу Бурштын — Калуш ремонтируют, мост через Днестр рядом достраивают. Должны всячески способствовать созданию рабочих мест, чтобы не выезжали за границу на заработки. Вон Бурштынская ТЭС дышит на ладан, вместо десяти блоков работают два, сотрудников увольняют. Надо искать альтернативу, дать занятие нашим трудолюбивым людям, вселить уверенность в завтрашнем дне. Убедить громаду в целесообразности тех или иных проектов. Например, хотели предприниматели строить в Крылосе, что неподалеку, комплекс по выращиванию свинины и переработке мяса — не смогли договориться. Бизнес перехватила Ямницкая ОТГ, где выделили площадку для нового проекта. В Бурштыне есть индустриальный парк, надо подвести туда коммуникации и предлагать для реализации проектов. Это перспектива для нашей Бурштынской ОТГ, куда по перспективному плану будет входить Новый Мартынов.

И наш вклад также должен быть весомым. Над этим и работаем», — подытоживает глава семейства Василий Андриешин, известный в крае строитель и соучредитель ПАО «СТМ».

Ивано-Франковская область.

Фото автора.