Организаторы мероприятия: газета Верховной Рады «Голос Украины», юридический журнал «Право України», онлайн-платформа «Е-Адвокат», партнер — адвокатское объединение «Юрлайн». Докладчики, представители Центральной избирательной комиссии Павел Любченко и Сергей Постивый сосредоточились, прежде всего, на законодательных изменениях, принятых парламентом в июле текущего года.

Что предусматривают новые правила

Приняв эти изменения, напомнил профессор, доктор юридических наук Павел Любченко (на снимке), законодатель несколько изменил избирательную систему. Сейчас планка пропорциональной системы существенно снижена и отталкивается от 10 тысяч (ранее было 90 тыс.) избирателей. «Эта система нова для Украины. Открытые списки предусматривают, что избиратель будет голосовать не только за партию, но и за кандидата, повышая таким образом его рейтинг в партийном списке. Для этого кандидату необходимо набрать не менее 25% избирательной квоты, и тогда начинает действовать норма, позволяющая ему занять высшее место и получить соответствующий депутатский мандат», — отметил он.

Кроме того, новая избирательная система введена и на низовом уровне — мажоритарная. Но применяться она будет в многомандатных избирательных округах, где будут избираться от 2 до 4 депутатов. Тот, кто наберет больше голосов, получит мандат.

Изменения произошли и по организации выборов сельских, поселковых и городских голов. Теперь отсчет будет идти от цифры 75 тыс. То есть, мажоритарная система относительного большинства будет применяться в населенных пунктах, где проживает до 75 тыс. населения. В населенных пунктах с населением более 75 тыс. будет применяться мажоритарная система абсолютного большинства. Это означает, что победитель должен набрать свыше 50% поддержки. Если же такого нет, объявят второй тур, участие в котором примут два самых рейтинговых кандидата.

Особенностью этой гонки, по словам П. Любченко, будет и то, что в этот раз не будут избираться старосты. Их отныне будет назначать соответствующий совет, хоть законодательство до сих пор называет этот институт представительным органом.

Кроме того, член ЦИК напомнил, что 25 октября состоятся как очередные, так и первые местные выборы. Последние, согласно закону, назначает Центризбирком. «Если раньше такие выборы назначались в связи с образованием ОТГ, то ныне Избирательный кодекс несколько изменил подход к этому. Отмечается, что первые выборы назначаются в новосозданных админтерединицах в связи с объединением территориальных громад. Соответствующее решение ЦИК уже было принято. Одновременно принималось и решение о возможности (невозможности) назначения выборов в отдельных территориальных громадах Донецкой и Луганской областей», — подчеркнул он.

Собственно, сейчас в адрес комиссии звучит много обвинений из-за неназначения гонки на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей. Отвергая их, Павел Любченко отметил, что ЦИК принимала соответствующее решение, учитывая выводы Донецкой и Луганской ОВГА. Именно на них закон о военно-гражданских администрациях возлагает ответственность за предоставление выводов относительно возможности или невозможности проведения выборов. «30 июля ЦИК обратилась к соответствующим ВГА Донецкой и Луганской областей, а 7 августа получила выводы о возможности и невозможности проведения выборов на отдельных участках. Основываясь на этих выводах, ЦИК приняла решение о невозможности проведения гонки в отдельных тергромадах Донецкой и Луганской областей», — добавил профессор, акцентируя внимание: «Но ситуация может измениться. Если поступят новые выводы от ВГА, конечно же, мы пересмотрим соответствующее решение. Надеюсь, что дальнейшего обострения не будет, и количество территориальных громад, у которых не будут проведены голосования, уменьшится».

В этом контексте Павел Любченко отметил, что 10 августа ЦИК одобрила решение об образовании территориальных избирательных комиссий. И в определенных громадах городского уровня, в которых принято решения не проводить выборы, они тоже созданы. «Поэтому это дает надежду, что если решение пересмотрят, то соответствующие выборы могут быть организованы и проведены», — уточнил эксперт.

Районные советы

Доктор юридических наук напомнил также, что ЦИК обратилась к профильному Комитету Верховной Рады Украины по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства и к Министерству развития громад и территорий относительно необходимости разъяснения вопроса по выборам в районные советы.

«Ассоциация городов Украины выразила позицию, что в ЦИК отсутствуют правовые основания для назначения первых выборов депутатов районных советов. Вместе с тем Ассоциация районных и областных советов отметила противоположную позицию, подчеркнув, что существуют все основания для назначения выборов депутатов районных советов. Эти разные подходы, несовершенство законодательного регулирования и обусловили обращение ЦИК», — сказал он.

По словам представителя Центризбиркома, комиссия надеется получить ответ в ближайшие дни, ведь согласно Избирательному кодексу, ЦИК должна принять соответствующее решение не позже, чем за 70 дней до дня голосования, а это 15 августа. То есть, конечный срок для принятия решения по проведению (непроведению) выборов в райсоветы — это 15 августа.

Что касается количеству депутатов в соответствующих советах, то оно, отметил П. Любченко, напрямую будет зависеть от количества населения, проживающего на той или другой территории. Единственная особенность, если в районном совете будут объявлены выборы, количество депутатов в них не может быть меньше количества территориальных громад соответствующего района.

Организация волеизъявления

Организацией выборов занимается ЦИК, территориальные и участковые избирательные комиссии. ТИК формируются на всех уровнях — области, района, города, села, поселка. К полномочиям ЦИК отнесено формирование ТИК на уровне области, района и города. 10 августа ЦИК уже сформировала 532 ТИК — это 22 областные, 119 районных, 381 городская и 10 районных в городе Киеве избирательных комиссий. Сельские и поселковые ТИК будут формироваться соответствующими районными избирательными комиссиями, их будет свыше тысячи.

Профессор также напомнил, что право подачи кандидатур в состав комиссий принадлежит местным организациям политических партий, имеющим фракцию в Верховной Раде, местным организациям политических партий, заключивших соглашение с депутатской группой (их в парламенте две). «Если местная организация политической партии, имеющая фракцию в парламенте, подает две кандидатуры, то, заключив соглашение, организация может подать одну кандидатуру.

Эти представители гарантированно входят в состав ТИК. Остальные местные политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке, также могут подавать по одной кандидатуре в каждую из ТК, но их кандидатуры зачисляются по результатам жеребьевки», — уточнил он и призвал партии не откладывать подачу кандидатур на последний день, чтобы было время на исправление неточностей. Ведь как засвидетельствовала практика, их случается довольно много. К тому же закон для принятия решений дает ТИК только пять дней.

«Избирательный кодекс довольно лояльно урегулировал вопрос неточностей и ошибок в подачах. Если они касаются фамилий, имени, отчества кандидата или даты его рождения, то в таких случаях закон разрешает пользоваться копиями паспортов, которые подаются с документами. Но много недостатков случается в подачах, касающихся места работы, занимаемой должности, сведений о судимости», — добавил эксперт.

Выдвижение  кандидатов

Выдвижение кандидатов начинается за 40 и заканчивается за 30 дней до дня голосования. То есть, на это отводится десять дней. Право выдвигаться по пропорциональной избирательной системе (населенные пункты с населением свыше 10 тыс. человек) реализуется через местные организации политических партий, то есть самовыдвижение не допускается. По мажоритарной системе с населением меньше 10 тыс., это право реализуется избирателями или через местные организации партий, или путем самовыдвижения. Избирательный кодекс закрепляет, что лицо может быть выдвинуто кандидатом в многомандатном избирательном округе не больше чем в два уровня местных советов. На должность сельского, поселкового, городского головы можно баллотироваться лишь в одной громаде. В населенных пунктах с количеством населения до 75 тыс. кандидат на должность сельского, поселкового, городского головы может одновременно выдвигаться кандидатом соответствующего совета (сельского, поселкового или городского), а также в областной совет. То есть, кроме головы может баллотироваться еще в два советы. С населением свыше 75 тыс. соответствующий кандидат на должность головы может претендовать лишь на должность депутата соответствующего совета.

Кодекс также устанавливает, что кандидат может выдвигаться или путем самовыдвижения, или от политической партии. То есть, нельзя в одном случае баллотироваться самовыдвиженцем, а в другом — от партии.

Возможны ли «карусели»

Прокомментировал член ЦИК и возможность так называемого избирательного туризма в связи с либерализацией процесса изменения места голосования. Он напомнил, что теперь избиратель может изменить свой избирательный адрес на фактическое место жительства, обратившись в Отдел ведения реестра избирателей с соответствующим заявлением или лично, или дистанционно с использованием электронной цифровой подписи. Никакие подтверждающие документы для этого не нужны. Правда, это право избиратель может реализовать только раз в год. Однако этот предохранитель может не сработать, предполагает член ЦИК. В этом контексте он напомнил, что комиссия уже обратилась к Национальной полиции относительно установления фактического места жительства ряда лиц. «Ведь в населенных пунктах, таких как Каролина-Бугаз, что на берегу Черного моря, уже существенно выросло количество заявлений об изменении избирательного адреса. Причем в своих заявлениях люди указывают один и тот же адрес, или даже одну и ту же квартиру. Поэтому мы видим, что либерализацией процесса пользуются нечестные дельцы, желающие достичь таким образом своей цели», — добавил П. Любченко, напомнив вместе с тем, что наряду с либерализацией была также существенно усилена уголовная и административная ответственность за нарушения избирательного законодательства.

Голосование дома

Со своей стороны Сергей Постивый (на снимке) сосредоточился на практических вопросах относительно которых ЦИК уже пришлось принимать разъяснение или урегуливать нормативными документами. В частности, он говорил об организации подготовки и проведении местных выборов в городах с районным делением с количеством избирателей 2 млн и более лиц. Речь идет, прежде всего, о Киеве, ведь законодательство содержит коллизионные нормы. А также разъяснении ЦИК об участии местных организаций политических партий в формировании избирательных комиссий на местных выборах; жеребьевка по определению номеров политических партий в бюллетенях. Говорилось также о формах подачи относительно замены членов избирательных комиссий и т. п.

Отдельно С. Постивый остановился на голосовании избирателей дома. Он отметил, что ЦИК частично урегулировала вопросы проверки факта временной неспособности избирателя передвигаться самостоятельно.

По его словам, избиратель, который временно не способен передвигаться самостоятельно и имеет желание проголосовать по месту своего пребывания, по почте или через других лиц не позже 20.00 последней пятницы перед днем голосования подает в УИК, на которой он включен в список, своей рукой написанное заявление с просьбой обеспечить ему голосование по месту его пребывания с указанием такого места. К заявлению (а оно пишется в произвольной форме) обязательно прилагается справка медицинского учреждения о состоянии здоровья избирателя, удостоверяющая факт временной неспособности его передвижения самостоятельно.

На специальных избирательных участках — в медицинских учреждениях — голосование по месту пребывания проводится на основании собственноручно написанного заявления. Здесь справки не нужны, ведь лицо и так находится в учреждении здравоохранения.

Члены УИК имеют право проверить факт временной неспособности избирателя передвигаться самостоятельно. Собственно, по этому поводу и возникало много вопросов, отметил С. Постивый. Для осуществления указанной проверки УИК определяет не менее трех членов комиссии, представляющих разные политические силы. Проверка факта временной неспособности избирателя передвигаться может осуществляться, в частности, путем личного посещения определенными членами комиссии избирателя по указанному адресу или через опрос по контактному номеру телефона, или путем обращения в соответствующее медицинское учреждение с запросом о подтверждении достоверности справки. Если же факт не подтверждается, то УИК может отказать избирателю в голосовании по месту пребывания, сообщил С. Постивый.