Необходимо вернуть в школы медиков и обеспечить безопасный учебный процесс. И пока Минздрав и Минобразования прорабатывают схемы организации очно-заочного учебно-воспитательного процесса, учителя, родители школьников и медики задаются непростым вопросом — стоит ли рисковать здоровьем детей, их родителей, престарелых дедушек и бабушек, открывая школьные классы для очного обучения.

Об этом в беседе с журналистами рассказал главный врач Днепропетровской областной больницы им. Мечникова Сергей Рыженко. До ликвидации системы санэпидемслужбы он работал главным санитарным врачом Украины, поэтому прекрасно знает и понимает все нюансы системы грамотной борьбы с эпидемиями.

В начале беседы он напомнил, что, по прогнозам ВОЗ, до начала второй волны пандемии COVID-19 осталось не больше двух месяцев.

«1 сентября школы должны быть открыты для учебного процесса. Дети должны сесть за парты. Это мое однозначное мнение. Результаты заочного обучения детей во втором полугодии прошедшего учебного года оцениваю как негативные. Во-первых, страдает качество образования, что можно увидеть по итогам ВНО этого года. Независимое оценивание по математике не смогли сдать 13% выпускников, по украинскому языку и литературе — свыше 8%. А у учащихся остальных классов накапливаются системные проблемы в знаниях, да и падает интерес к процессу учебы», — говорит медик.

По его мнению, школа — это не только учеба и знания, но и социальная адаптация детей, их физическое и умственное развитие. Даже простое изменение распорядка дня негативно сказывается на состоянии школьников. Не бывает полноценного массового дистанционного образования, во-первых, с точки зрения его технического обеспечения. Особенно в нашей стране. Во-вторых, с точки зрения психологии такое дистанционное образование возможно только для ограниченного количества чем-то мотивированных людей.

«Получить глубокие системные знания без уроков и живого общения с педагогом очень трудно или практически невозможно. О потраченных нервах и здоровье родителей во время дистанционного обучения я даже не говорю», — подчеркивает Сергей Рыженко и добавляет. — Процитирую Генсека ООН Антониу Гуттериша, который назвал прерванный образовательный процесс в мире «катастрофой поколений», которая будет иметь длительное воздействие на судьбы подрастающего поколения и перспективы развития стран».

Эксперт утверждает, что в начале первой волны пандемии школы нужно было закрывать на карантин, как это сделало правительство Украины. И также, безусловно, в новом учебном году школы нужно открывать для учеников. Но делать это с умом, внедрив систему обеспечения безопасности детей в школах.

Как обеспечить безопасность

Сергей Рыженко отмечает, что Украина не может себе позволить такие масштабные и дорогостоящие меры по обеспечению безопасного учебного процесса в школах во время эпидемии, как, например, в США или Европе. Там сегодня работают над дополнительной вентиляцией школьных зданий с антибактериальными фильтрами, устанавливают системы климат-контроля, следя за влажностью и температурой воздуха в классах, занимаются перепланировкой классных комнат, делают дополнительные входы и выходы, увеличивают штат медицинских работников. Уже опубликовано постановление главного санитарного врача Украины Ляшко об организации противоэпидемиологических мероприятий в заведениях образования.

«Я очень внимательно поработал с рекомендациями Минздрава для школ. Они касаются всех направлений работы — от температурного скрининга до разделения потоков и изоляции детей с симптомами, системных проветриваний и дезинфекции, жестких требований к питанию детей и работников, которые его обеспечивают. Контроль за всем возложен на директора учебного заведения, но не менее важна роль того, кто будет это всё организовывать в строгом соответствии с санитарными требованиями и правилами», — считает врач.

По его мнению, это работа не для учителей: должен быть профессионал, медик, человек со специальными знаниями и навыками. Но сам по себе этот документ, каким бы правильным он не был, не заработает. Его нужно внедрять в каждую школу области, а здесь очень много зависит от властей всех уровней, от человеческого фактора, от грамотного взаимодействия администрации школы, педагогов, родительской общественности и в обязательном порядке медиков.

«Мы должны вернуть медицинских работников в школы, как это было раньше, а с учетом коронавируса и новых противоэпидемических требований даже увеличить штат», — рассказал врач.

Большая стратегическая ошибка

В разговоре Сергей Рыженко упомянул о том, что в период внедрения первого этапа медреформы в Украине ее организаторы попросту забыли о школьных медработниках. И с начала прошлого года их вычеркнули из системы Минздрава и предложили очень сложный путь перевода в систему образования. Так, школьный медпункт должен получить лицензию в министерстве, местные советы должны принять решение о дополнительном финансировании этих ставок.

«Эпидемия коронавируса показала, что это большая стратегическая ошибка, и ее надо срочно исправлять. Но подготовка решений на государственном уровне — путь некраткий, поэтому на ближайшую сессию областного совета я выхожу с депутатской инициативой «Безопасная школа». В ней учтено то, что мы можем и должны сделать на нашем местном уровне. Главное, мы должны вернуть в школы медиков и на первых порах найти финансирование для этого в местных бюджетах. Нам необходимо в кратчайшие сроки проинспектировать школьные медпункты, проверить наличие в них всего необходимого для начала учебного года: от средств дезинфекции, лекарств, бесконтактных термометров до помещений для временной изоляции заболевших детей, пока за ними не приедут родители или бригада неотложной помощи. Таких организационных вопросов масса», — подчеркивает эксперт.

Среди таких вопросов и кадровые. Врач уверен, что все учебные заведения города и области необходимо обеспечить медработниками. В каждой школе как минимум должна быть медсестра с соответствующим образованием и опытом. Не секрет, что часть из создаваемых объединенных территориальных громад экономят свои скромные бюджеты, не хотят выделять финансирование на зарплаты школьных медработников.

«Когда же в городах с такими огромными бюджетами, как у Днепра или Кривого Рога, школы без медработников, это недопустимо. Нельзя экономить на здоровье детей. Призываю все местные советы срочно рассмотреть вопросы выделения дополнительного финансирования, а к началу учебного года укомплектовать школы медицинскими кадрами. Это как раз вопрос компетенции и ответственности местной власти», — отмечает Сергей Рыженко.

Кроме того, по его мнению, в городах и районах нужна помощь местных советов и администраций, чтобы завершить лицензирование школьных медпунктов.
«Ну, чего проще — собрали пакет документов от каждой школы, командировали компетентного чиновника и централизованно отвезли в Минздрав! Но для этого сначала нужно проверить соответствие комплектации медпунктов требованиям министерства, доукомплектовать их. И тут у многих руки опускаются. А есть еще и нехватка финансирования или желание сэкономить бюджетные средства для более «прибыльных» проектов, — рассказал врач.

Не зависеть от желаний чиновников

Сергей Рыженко в качестве примера приводит Харьков, где городской голова решил все эти проблемы сразу на одной сессии горсовета. В то же время в Днепре добрая половина школ пока не имеет в штате медработников.

«Безопасность пребывания детей в школах не должна зависеть от желаний или нежеланий чиновников и руководителей ОТГ серьезно заниматься этим вопросом», — акцентировал внимание медик.
Что касается финансирования, то если речь идет об ОТГ, которые еле сводят концы с концами, здесь Сергей Рыженко видит необходимость в помощи областного бюджета, а если говорить о Днепре с 8 миллиардами бюджета, это вопрос приоритетов — строить скверы по космическим ценам или часть направить на защиту здоровья детей.

И если по техническим и бюрократическим причинам к 1 сентября не получится решить вопрос лицензирования медпунктов школ и финансирования ставок школьных врача и медсестры, то в таком случае районные и городские власти должны принять временное решение — откомандировать в каждую школу врача из территориальных медучреждений 1-го и 2-го уровней.

«Да, это временная мера. Медик должен работать в школе на постоянной основе, он должен знать всех учеников в лицо, знать группу риска, совместительством такая работа быть не может. Но нужно время, чтобы сегодня даже в авральном режиме исправить те недостатки и недоработки, которые допустили безответственные руководители», — убежден эксперт.

Он добавляет, что все эти действия должны быть незамедлительными. Каждому сегодня нужно понять, что с эпидемией не борются на больничных койках. На больничных койках лечат то, что не смогли предупредить превентивными действиями. С эпидемией нужно бороться грамотной организацией и жестким системным контролем за выполнением противоэпидемиологических мероприятий.

«Завтра эпидемия не закончится. Поэтому всем нужно научиться жить с вирусом и научиться грамотно защищать от вируса себя и своих детей. Но для того чтобы реализовать эту задачу, чтобы учебный процесс не нес в себе угрозы для здоровья школьников, нужно, прежде всего, самое простое и важное — чтобы в школе обязательно был медицинский работник. Он, и только он, может полноценно и грамотно отвечать за работу всех механизмов, направленных на предупреждение процесса инфицирования в большом коллективе школьников и их педагогов», — убежден Сергей Рыженко.

Фото из открытых источников.