Об этом заявили участники обсуждения основных новшеств

Закона Украины «О полном общем среднем образовании» и перспектив развития образовательных учреждений Запорожской области. В дискуссии приняли участие представители депутатского корпуса и исполнительного аппарата областного совета, руководство ОГА, департаментов образования и науки облгосадминистрации и городского совета.

По мнению исполняющего обязанности директора департамента образования и науки ОГА Елены Сороченко, среди главных новшеств закона можно выделить переход к новым типам учебных заведений: начальная школа — 1—4 классы, гимназия — 5—9 классы, лицей — 10—11 классы (в перспективе — 10—12), а также урегулирование количества учеников в классах в зависимости от типа образовательного учреждения. К традиционным формам обучения добавились новые.

Полное общее среднее образование, согласно закону, можно получить в очной (дневной или вечерней), дистанционной, сетевой, экстернатной, семейной (домашней) формах или в форме педагогического патронажа, а также заочно (на уровнях базового и профильного среднего образования). Профильное среднее образование профессиональной направленности можно получать в дуальной форме, то есть, в том числе, на производстве.

В законе также определяется понятие «индивидуальная образовательная траектория ученика», которое будет особенно полезным для детей, обучающихся дома. Изменились требования к педагогам и их образовательному уровню.

Не все громады имеют право открывать лицеи

— Интересно нововведение, касающееся создания новых образовательных учреждений (в частности, лицеев). Право учреждать такое заведение на территории, где проживает менее чем 50 тысяч жителей, имеет только областной совет, — отмечает Елена Сороченко. — И содержание учреждения (кроме выплаты заработных плат), реорганизация, ликвидация или перепрофилирование (изменение типа) лицея тоже входит в обязанности совета. Территории с количеством жителей более 50 тысяч имеют право создавать учреждения общего среднего образования самостоятельно.

Депутаты областного совета выразили свое видение дальнейшего развития образовательного пространства области.

— Необходимо исходить из наших реалий, чтобы не получить подобную ситуацию, которую мы имеем сегодня, когда Вольнянская громада хочет создать образовательное учреждение и имеет для этого средства, но не имеет законного права, поскольку на ее территории проживает менее 50 тысяч человек. Такие «нестыковки» необходимо ликвидировать, — считает депутат Василий Хвостак.

По мнению депутата облсовета Сергея Знаменского, сегодня в регионе преобладают лицеи гуманитарного профиля.

— Учитывая специфику нашего региона, в котором развиты металлургия, горнодобывающая промышленность, авиастроение и другие, не хватает подготовки по техническим профессиям, — отмечает он.

Изменения в систему образования планируется реализовывать поэтапно с 1 сентября 2024 года. Поэтому замечания и предложения депутатов еще могут учесть.

«Троянский конь» системы

Глава Запорожского отделения всеукраинской общественной организации «Ассоциация работников дошкольного образования» Юлия Погребняк заявляет, что система образования Украины уже не будет такой, как раньше. А введенное из-за пандемии коронавируса дистанционное образование — это «троянский конь».

«Хочу обратить внимание народных депутатов Украины, депутатов областного и городского советов на то, что замалчивается вопрос, касающийся проблем дистанционного образования, — заявила она. — Обеспечьте внимание профильных ведомств к пожеланиям работников образования и родителей относительно дистанционного образования и степени готовности Запорожья в этом направлении».

Действительно, дистанционное образование сегодня вызывает немало вопросов как со стороны педагогов, так и от родителей учащихся. Они отмечают, что соответствующее положение в Украине еще не утвердили, однако новый учебный год может начаться в условиях карантинных ограничений. Остается немало нерешенных вопросов — прежде всего, финансовых. Беспокоят педагогов неурегулированные нагрузки, отсутствие электронных журналов, а также дистанционных платформ обучения.

«Каким образом оплачивать работу учителя, который, по сути, целыми сутками «на службе» — принимает работы, проверяет, консультирует, а формально у него всего пара часов на тот или иной урок? В дистанционном формате на преподавателей возлагается оплата и домашнего интернета, и личного мобильного телефона», — подчеркивает проректор по учебно-методической работе Запорожского областного института последипломного педагогического образования Людмила Черникова.

Родителей же волнуют вопросы диджитализации и отсутствие гаджетов.

«Я знаю о проблемах от своих знакомых. Когда на всю семью имеется один компьютер. Например, у старшего сына в 9 утра урок географии, средний требует компьютер, потому что у него сейчас урок истории. А у младшего начинается урок труда. Бедная мать не может решить эту проблему», — говорит жительница Запорожья Анна Житницкая.

Большинство участников дискуссии были солидарны в главном: вопросы дистанционного образования нужно решать незамедлительно.

Запорожская область.