Ему уже исполнилось 95 лет. Поскольку дедушка жил один, то ему помогали соседи — Анатолий Лопатто (на снимке) и его жена Любовь Луценко. Сейчас ветеран живет в их доме, поскольку не может обойтись без посторонней помощи.

Во время визита в эту семью я узнал, что сам Анатолий Валерьянович — бывший военный летчик и участник боевых действий на территории других государств. После службы поселился в Мариуполе, затем — в Бельманке.

Служба авиатора была сложной и опасной. Читатели, конечно, знают о китайско-вьетнамской войне 1979 года, но не все помнят о вооруженных столкновениях между военными КНР и СРВ на границе этих государств в 1980—1988 годах. В 1984-м возник еще и пограничный конфликт. Последнее вооруженное столкновение между странами произошло в марте 1988 года. Герой рассказа — участник тех событий.

После срочной службы в Вооруженных Силах Анатолий Лопатто окончил военное учебное заведение, где получил квалификацию оператора радиоразведки. Наш земляк был членом экипажа самолета Ту-95 мрц (морской разведчик). В подчинении командира самолета — помощник, штурман, бортинженер, а также несколько операторов. Всего экипаж включал десять авиаторов. Самолеты такого типа базировались на Дальнем Востоке. В противостоянии КНР и СРВ наша авиация поддерживала вьетнамские вооруженные силы. Самолеты типа Ту (конструкции КБ А. М. Туполева) пилоты называют дальнобойщиками, поскольку они способны преодолевать очень большие расстояния.

Шесть экипажей Ту парами летали во Вьетнам и назад без посадки. Затем сутки отдыха — и снова в полет. Самолеты шли над нейтральными водами. Особенно сложно было преодолеть «горло» — Корейский пролив, ведь коридор пролета небольшой — десять километров. Со всех сторон — китайские, японские, корейские и американские истребители. Нашим авиаторам надо было выдержать все провокации иностранных летчиков.

Непростой была служба. Приходилось не только выполнять задачи непосредственного командования, но и выручать вьетнамцев.

Гвардии прапорщик запаса Анатолий Лопатто вспомнил, что однажды во время непогоды на самоходной барже отказал двигатель. Вьетнамские военные корабли не могли отыскать в морских просторах это судно. Одна надежда была на морские разведчики Ту-95. Несмотря на сильный ветер, ливень и низкую облачность, летчики решили, что полетит один экипаж, а второй будет подстраховывать на земле.

— Наш полет завершился успешно, — рассказал Анатолий Валерьянович, — нашли баржу и привели туда корабли. Суда взяли баржу на буксир и благополучно вернулись в порт.

Такими воспоминаниями о службе в авиации поделился по нашей просьбе летчик, проживающий сейчас в глубинке.

Бильмакский район
Запорожской области.

Фото автора.