Ирина и Галина Дидыч.

Мамина вышиванка и отцовский героизм

У студентки Украинского католического университета Ирины ДИДЫЧ не одна вышиванка. Больше всего любит рубашку работы своей мамы Галины. Потому что это — и оберег семьи, и память об отце — Герое Небесной Сотни Сергее Дидыче.

Одном из тех светочей страны, кто собственной жизнью отстоял независимость Украинского государства уже в наше время, во время Революции Достоинства.

Эта рубашка — реплика вышиванки, принадлежавшей жительнице села Стрельче Городенковского района Розалии Дидыч. Ее муж Иван отбыл ссылку в Казахстане за то, что  принимал участие в бою против красных оккупантов под Бродами в составе 14-й отдельной гренадерской дивизии войск СС «Галичина», со временем переименованной в 1-ю Украинскую дивизию УНА. После лагерей так и не вернулся домой. Сотник Майдана Сергей Дидыч — его внук, поэтому было у кого черпать патриотизм и несокрушимость перед врагом.

«Когда поженились с Сергеем, то пришла в качестве невестки к Дидычам. Поразила расшитая рубашка, которую его бабушка Розалия приготовила себе на смерть. Отшила узор рукава и манжета полностью, в цветах, а оплечье — узор выше рукава — только черными нитками развела. Искала на сайтах, у знакомых вышивальщиц и наших коллекционеров Галины Гафийчук и Людмилы Вонсуль характерный для села узор «стрелецкой» рубашки. Очень хотела подарить дочери как семейный оберег, воспоминание об отце», — рассказывает Галина Дидыч.

«Такая у нас, на Покутье, существовала традиция: женщины заранее готовили себе наряд «на отход». В основном это свадебные или лучшие повседневные рубашки покутянок. Такой и была вышиванка Розалии Дидыч. Галина Дидыч в рубашку для дочери вложила свои радости и предостережения, свой патриотизм и жизненную философию. Ира в ней встречала в этом году Пасху. Это вышитое полотно, выпестованное не одним поколением, дает силу быть, расти и укрепляться», — дополняет Галину Дидыч Людмила Вонсуль.

Национальный стержень

Отец Людмилы Вонцуль — Городенковский декан УГКЦ Игорь Левицкий, а муж — священник городской Николаевской церкви о. Николай. Сама же женщина совмещает в себе катехета (учит христианским ценностям), мастерицу, коллекционера и умелую вышивальщицу. Часто ездит на этнографические фестивали, в поисках старинного шитья осуществляет экспедиции, на выставленных на продажу изделиях на интернет-аукционах находит до сих пор неизвестные узоры. Но главное — воссоздает их, изучает призабытые техники.

«Важно вспомнить хранительниц оберегов — тех безымянных героев, мастеров вышивки и наивного искусства, кто ловко вплетал цвета нашего знамени в элементы наряда и иконы (даже если они там не очень подходили по стилю и канону).

Но это было необходимо: как самовыражение, как идентификация, как послание», — отмечает исследовательница.

Людмила предлагает вспомнить, особенно людям старшего поколения, как бросались в глаза цветочек с желтой серединкой и синими лепестками на рубашке или идентичное пятнышко в вышитой птичке. Или две разные кисти: одна желтая, другая голубая. Или высший пилотаж троллинга: одна лента голубая, другая желтая, гордо выдвинутая на грудь из венка девушки в национальном наряде.

«Особенно, когда это хор, и тот хор на сцене коммунистического мероприятия!.. Вспомните. Как краснели парторги, а вы изображали затурканных. И как вы те рубашки прятали. И как вышивали. И как сохранили. И как хотели передать вашим детям тот национальный стержень без лишних разговоров. А нам теперь бы просто уметь увидеть это в древней вышивке, и просто знать, какой ценой это сохранилось», — подчеркивает Людмила Вонсуль.

Война с украинской государственностью ведется на всех фронтах, на информационном — самая ожесточенная, потому что в ней на кону — сердца и головы наших граждан. Поэтому будьте бдительны, даже когда что-то на автомате пересылаете в социальных сетях. Пропагандируйте наше — украинское!

Ивано-Франковская область.

Фото предоставлено Галиной Дидыч.