Более двух месяцев прошлый учебный год проходил в довольно непривычной дистанционной форме. Но на этом сюрпризы в сфере образования не заканчиваются. Вызваны они Законом Украины «О полном общем среднем образовании», который сейчас, мягко говоря, неоднозначно воспринимается педагогами, родителями, общественностью.
Об особенностях этого закона, о том, как они повлияют на сферу образования Малинщины, рассказал начальник отдела образования Малинской райгосадминистрации Виталий Коробейник
(на снимке).

— Виталий Владимирович, какие новшества прописаны в Законе «О полном общем среднем образовании»?

— В нем есть ряд новых положений, над которыми мы уже начали активно работать. В частности, статья 22 содержит норму о том, что «педагогические работники государственных и коммунальных заведений общего среднего образования, которые достигли пенсионного возраста и которым выплачивается пенсия по возрасту, работают на основе трудовых договоров, которые заключаются на срок от одного до трех лет».

Также стоит обратить внимание на статью 12, в которой говорится о наполняемости классов: «количество учеников в классе (наполняемость класса) государственного, коммунального учебного заведения не может составлять менее 5 учеников и более: 24 учеников, получающих начальное образование; 30 учеников, получающих базовое или профильное среднее образование.

В случае, если количество учеников не позволяет создать класс, ученики могут продолжить обучение в этом учебном заведении на одной из других (кроме очной) форм получения полного общего среднего образования или в другом учебном заведении с обеспечением территориальной доступности. Уменьшение количества учеников в классе на протяжении учебного года не является основанием для прекращения функционирования этого класса до конца учебного года.

Количество учеников в учебных помещениях учебных заведений должно отвечать требованиям санитарного законодательства и не может нарушать права учеников (педагогических работников) на надлежащие, безопасные и здоровые условия обучения (труда)».

Таким образом, прописаны механизм трудовых отношений с педагогами пенсионного возраста и требования к наполняемости классов, чего раньше не было. Это может отрицательно сказаться на существовании некоторых учебных заведений Малинщины.

— Почему?

— Отныне классы, где нет пяти учеников, существовать не могут. Раньше дети в таких классах учились на индивидуальной форме, а сейчас — нет. Очной формы обучения в так называемых неполных классах быть просто не может, поэтому детям надо обеспечить учебный процесс в других учебных заведениях.

— Сколько в районе таких неполных классов и сколько детей подпадает под действие этого требования закона?

— В конце 2019—2020 учебного года в школах района таких классов было 26, в них учились 76 детей.

В районе есть проблема с наполняемостью классов. Она возникла в связи с демографической ситуацией, а также из-за того, что дети после 9-го класса, как правило, идут учиться в техникумы, училища, колледжи. Да и индивидуальной формы обучения теперь нет. Средняя наполняемость в 10-х классах — от 5 до 11 учеников.

Самая сложная ситуация в этом плане — в Скуратовской средней школе, где по состоянию на сентябрь 2020 года только 4 полных класса, в школе учатся 29 детей. Если раньше из такой ситуации можно было выйти, сократив вдвое по согласованию с родителями часы учебных программ по каждому предмету, то сейчас в законе четко прописано, что такой формы быть не может. Если в государственном учебном заведении учится менее 25 школьников, то такое заведение из государственного бюджета финансироваться не будет.

Подобная ситуация также возникла и в Ивановской и Горыньской ООШ І—ІІ ступеней. В Ивановке в прошлом учебном году было всего три полных класса и 36 детей, а в Горыни — четыре класса и 34 ученика. Во время детального анализа ситуации в этой школе, чтобы сохранить хотя бы одно учебное заведение, мы решили отдать преимущество типовому двухэтажному зданию Горыньской школы, отвечающему всем требованиям пожарной безопасности с отремонтированной котельной и современными окнами. Для родителей и детей, которые учатся в Ивановской школе, даже организовали экскурсионно-ознакомительную поездку в Горынь, где директор школы, сельский голова, учителя ознакомили с условиями обучения, отдыха детей, материально-технической базой школы, маршрутом автобуса. В итоге десять детей из Ивановки в этом году пополнили школьную семью Горыни, где их тепло приняли.

Непростая ситуация и в Морозовской ООШ І—ІІ ступеней. Здесь на протяжении учебного года несколько семей выехали и забрали с собой детей. В школе осталось 4—5 полных классов. Такая же ситуация беспокоит и учителей и родителей из Щербатовской школы, ученикам которой, возможно, придется ездить на учебу в Слободскую школу. Кроме того, в связи с сокращением количества учеников в классах три ученика Гранитненской школы отныне будут учиться в 10-м классе соседней Украинковской школы, поэтому мы внесли и утвердили соответствующие изменения в маршруты школьных автобусов.

Но не может не радовать то, что, несмотря на многочисленные встречи и совещания, анонсированное закрытие нескольких школ на Малинщине решили все-таки отложить, поэтому все школы заработали с 1 сентября в обычном режиме.

— Возможное будущее закрытие школ порождает проблему дальнейшей работы учителей. Где их трудоустроить?

— Все кадровые вопросы сейчас лежат на плечах директоров школ. Поэтому директор будет решать: кого он возьмет на работу, а кого — нет. Судьбу каждого учителя трудоспособного возраста будем решать индивидуально, все кадровые вопросы «утрясем» по мере их поступления. В отделе образования есть опытный специалист по кадровым вопросам Любовь Скуративская, которая также при необходимости будет проводить консультации и давать советы руководителям учебных заведений. Ведь мы прекрасно понимаем, что от нагрузки каждого учителя зависит его зарплата.

К рассмотрению этого болезненного для многих коллег вопроса будем подходить с разных сторон: например, в Морозовке есть местная учительница младших классов, которую обеспечить работой, скажем, в Малине мы не сможем, поэтому будем рассматривать варианты устроить коллегу, например, в соседней Нововоробьевской школе, куда будут доезжать на учебу ученики из Морозовки. Есть в этой школе несколько учителей из Малина, которым тоже нужно будет найти новые места работы. Если детей из Ивановки будут возить в Горынь, то в этой школе появятся дополнительные часы, ставки, должности. Поэтому здесь вопрос трудоустройства остро стоять не будет.

Если у учителей возникнут трудности в поиске работы, мы вместе будем решать эти вопросы. Надеюсь на понимание ситуации со стороны руководителей учебных заведений.

— Какая судьба ждет Головковскую школу, поскольку громада села решила войти в состав Чоповичской ОТГ?

— В этой школе учатся дети и из Шевченково, сейчас там — 92 ученика. Кроме того, здесь еще есть сад, который посещают 32 ребенка. Перспективы для развития есть. Вот если бы только в здании окна заменить, новый твердотопливный котел там уже установили.

По словам чоповичского поселкового головы Михаила Филоненко, школа в Головках будет функционировать, но уже под опекой ОТГ.

— Как готовитесь к отопительному сезону?

— Мы приобрели через тендер в ГП «Малинское лесное хозяйство» 2130 кубических метров березовых дров, которые уже завезены в полном объеме. Поэтому зима нас не пугает.

— А как будут работать учебные заведения в условиях пандемии?

— Согласно рекомендациям МОН и подробным разъяснениям профильного управления облгосадминистрации, каждое учебное заведение разработало схемы беспрепятственного перемещения по коридорам на уроки и во время перемен с учетом особенностей здания, количества классов и т. п. Со всеми этими изменениями заранее ознакомили детей, родителей, учителев. Кроме того, для работы в условиях пандемии закупили во все школы необходимые средства защиты, дезинфекторы и моющие средства.

Беседу вел Богдан ЛИСОВСКИЙ.

Фото автора.