На снимке: На Театральной площади в Черновцах впервые звучит неповторимая «Червона рута» — «Ти признайся мені, звідки в тебе ті чари...». Поют Елена Кузнецова и Владимир Ивасюк (сентябрь 1970 года).

13 сентября 1970 года с Театральной площади в Черновцах впервые прозвучала песня «Червона рута» для многомиллионной аудитории телезрителей нашей республики в развлекательной передаче «Камертон хорошего настроения».

Вскоре эта песня студента Черновицкого медицинского института, молодого композитора Владимира Ивасюка была признана песней 1971 года, ее запели буквально во всем тогдашнем Советском Союзе — от Калининграда до Камчатки, она выходит на мировые просторы. Ныне можем смело утверждать: с того солнечного, теплого осеннего дня началось триумфальное творческое восхождение гениального украинского парня, которое так безжалостно, жестоко оборвалось весной 1979-го.

Авторитетно

«Песня «Червона рута» — это наш паспорт в мире».

Искусствовед Анатолий Добрянский.

Но вернемся на полвека назад, в солнечные Черновцы. Прежде чем выйти в прямой телевизионный эфир на всю республику, Владимир Ивасюк вместе с ансамблем «Карпаты» под руководством звукорежиссера телестудии Василия Стриховича работал над фонограммой песен, которые должны были прозвучать в передаче «Камертон хорошего настроения», — «Червона рута» и «Водограй». Писали по ночам, потому что днем здесь готовили передачи, которые ждали местные телезрители. Особенно заклинились на «Червоній руті». Отбрасывали дубль за дублем, поскольку чего-то существенного не хватало. В конце концов, как подчеркивает Прасковья Нечаева в книге «Наш камертон — Владимир Ивасюк» (Черновцы, «Букрек», 2016), испытав скрипку, флейту, виолончель, поняли, что в песне должен звучать женский вокализ. Вспомнили о певице Елене Кузнецовой, которая имела прекрасное сопрано, была популярна в Черновцах, но отказалась от эстрадной карьеры в пользу преподавательской работы. В конце концов, во время одного из концертов Володя уже обратил внимание на вокальные способности молодой певицы. И, кроме того, Ляля, как называли (и называют!) Елену в дружеском кругу, очевидно, понравилась автору «Червоної рути» как девушка. Не потому ли таким влюбленным выглядит этот романтический дуэт в телевизионном кадре?!

«Это был субботний день — солнечный и по-летнему теплый, — вспоминала через несколько десятков лет Елена Кузнецова. — На площади собрались тысячи людей, даже перекрыли движение транспорта на соседних улицах.

Мы с Володей очень волновались, ведь это был прямой эфир. Правда, заранее были записаны фонограммы и «Червоної рути», и «Водограю». Володю немного пугало то, что передача проходила 13 сентября, говорил, хорошо, что не пятница. А оказалось, что это был его звездный день...

Специальных костюмов для передачи мы не шили. Я надела модную короткую кожаную юбочку светлого цвета и шелковую блузку, обула лаковые туфли. Прическу себе сделала сама. Володя был в полосатой рубашке. Даже не знаю, как его допустили в таком виде на съемки. Он считал, что все должно быть просто и непринужденно. Мы должны были сыграть влюбленных: ходили по площади, взявшись за руки, восхищено смотрели друг на друга. Но мы не играли, мы действительно были влюблены. Поэтому все получилось так естественно. После съемки пошли праздновать. В сквере около университета пили шампанское, обливали друг друга, смеялись».

Казалось бы, успех неоспоримый. Но он явно испортил настроение руководству областного объединения самодеятельных композиторов. А точнее — задавила ребят жаба. Поскольку хорошо понимали: если такими темпами Ивасюк будет завоевывать зрительскую популярность, то как они тускло и невыразительно станут выглядеть на фоне его творческих успехов. И слепили депешу-донос в обком партии. Дескать, что за самозванцы появились на песенном горизонте, кто им это позволил делать? Поскольку действительно песни «Червона рута» и «Водограй» попали в программу популярной передачи Украинского телевидения без разрешения художественного совета областной телестудии и того же таки областного объединения самодеятельных композиторов.

В обкоме также топнули ногой: дескать, что, у вас, на телестудии, «махновщина» завелась? И председатель Черновицкого облтелерадиокомитета влепил режиссеру Стриховичу выговор. А это означало, что на традиционные премиальные по квартальным итогам работы не стоит надеяться. Как здесь через несколько дней поступает приятная весть из Киева: «Камертон хорошего настроения», в котором прозвучали песни Ивасюка, признан лучшей передачей недели и занесен на Красную доску (была когда-то и такая в творческих коллективах). Председатель облтелерадиокомитета сразу отменил приказ о выговоре и издал другой — о награждении Василия Стриховича Похвальной грамотой. Ныне она есть в экспозиции Мемориального музея В. Ивасюка в Черновцах.

С того времени Василий Стрихович, которого уже нет в живых, стал другом для молодого композитора на всю жизнь. И это закономерно. Потому что как вспоминает бывшая коллега режиссера по работе на Черновицком телевидении Прасковья Нечаева, «Червона рута» рождалась не только гением Владимира Ивасюка, но и талантом Василия Стриховича. «Когда в мае 1971 года журнал «Україна» напечатал песню «Червона рута», Владимир подарил Василию экземпляр издания, в котором там, где напечатан текст «Слова и музыка В. Ивасюка», ручкой дописал «и В. Стриховича». На замечание Василия: «Володя, это слишком» композитор ответил: «Нет, мы вложили в нее, на мой взгляд, одинаковый труд», — пишет она в уже упоминавшейся книге «Наш камертон — Владимир Ивасюк».

И еще один красноречивый факт. Как утверждал отец Володи — писатель Михаил Ивасюк, окончательный вариант текста песни вызрел летом 1970 года — после съемок фильма «Белая птица с черной отметиной», в котором автор будущей песни принимал участие как танцор ансамбля «Вітерець». Именно в карпатском селе Ростоки на буковинском берегу Черемоша он услышал от гуцул легенду о чудо-цветке красной руте. И написал текст, который мы сегодня поем.

Ныне «Червону руту» можно услышать в изысканном столичном ресторане, на сельской свадьбе, на студенческой вечеринке и на стадионах, в среде футбольных фанатов. Она близка и доступна всем, для кого Украина — родной дом, который хочет жить по европейским ценностям. А не становиться наложницей совкового авантюризма и политического смутьянства.

Припоминаю, как в начале осени 1989 года буквально всколыхнул застояность «развитого социализма» на Буковине первый неформальный песенный фестиваль «Червона рута» в Черновцах. Сколько молодых талантов засветилось на нем, обогащая разноцветную палитру украинской песни. Василий Жданкин, Мария Бурмака, Тарас Курчик, Эдуард Драч, сестры Галина и Леся Тельнюк, Тарас Чубай, Виталий Свирид и многие другие. И абсолютно резонно «Червона рута» должна стать регулярным фестивалем именно с постоянной черновицкой пропиской.

Между тем осложненная ситуация с распространением коронавируса, с усилением карантина не позволяет надлежащим образом отметить важную художественную дату — полвека с того далекого солнечного дня, когда полетела в мир широкий «Червона рута». Все мероприятия рекомендовано проводить в режиме онлайн и Фейсбуке. Усилиями Черновицкого областного мемориального музея Владимира Ивасюка составлена и издана книга «Червона рута». От земного до небесного» (составитель — писатель, директор музея Мирослав Лазарук). В сборник вошли воспоминания из книги отца композитора Михаила Ивасюка «Монолог перед лицом сына», выступления сестер Галины и Оксаны, эссе, научные разыскания, посвящения, фотоматериалы, приуроченные к 50-летию первого исполнения песни Владимира Ивасюка в Черновцах.

Живописная Буковина — это художественная колыбель для таких хорошо известных сегодня песен, как «Чом, чом, земле моя...», «Марічка», «Черемшина», которые, по сути, стали народными. Но отдельно над ними возвышается «Червона рута» Ивасюка. Песня-надежда, песня-душа, песня-оберег... Это действительно наш паспорт в мире. Это символ бессмертия украинской нации.

Факт

«Чрезвычайно сложной для исполнения оказалась «Червона рута». Мы записывали ее множество раз, я уже даже плакала. «Водограй» оказался легче. В студии пришлось провести еще несколько бессонных ночей... После передачи мне часто говорили: «Наверное, ты лучшая, если Ивасюк выбрал тебя». Благодаря этому событию я осталась в истории девушкой, которая впервые пела с Владимиром «Червону руту» и «Водограй».

Елена Кузнецова.

Фото предоставлено Черновицким областным мемориальным музеем Владимира Ивасюка.