Комитет Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства будет рекомендовать парламенту принять во втором чтении и в целом проект закона «О народовластии через всеукраинский референдум» (№ 3612). Соответствующее решение было принято на заседании комитета, участие в котором принял Первый заместитель Председателя Верховной Рады Руслан Стефанчук (на снимке на переднем плане).

Во время доработки проекта ко второму чтению были проработаны 1222 поправки, поступившие от 47 народных депутатов, сообщил председатель комитета Андрей Клочко.
В свою очередь заместитель председателя комитета, председатель подкомитета по вопросам выборов, референдумов и других форм непосредственной демократии Алина Загоруйко, представляя решение подкомитета, напомнила, что по Конституции всеукраинский референдум назначается Верховной Радой или Президентом согласно их полномочиям, а также провозглашается главой государства по народной инициативе. Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины, а также утверждаются изменения в разделы І, ІІІ и XIII Основного Закона. Всеукраинский референдум не допускается относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии. Организация и порядок проведения референдумов определяются исключительно законом.

А. Загоруйко напомнила, что принятый в 2012 году Закон «О всеукраинском референдуме» был признан неконституционным (Решение от 26 апреля 2018 года № 4-р/2018), в результате чего образовался пробел относительно правового регулирования института всеукраинского референдума. Такая ситуация, по ее словам, предопределяет ограничение народовластия и реализацию конституционного права граждан принимать участие в управлении государственными делами, выражать свою волю на всеукраинском референдуме.

«Поэтому существует безотлагательная необходимость законодательного обеспечения положений Конституции Украины и определения правовых принципов организации и проведения всеукраинского референдума», — подчеркнула А. Загоруйко, напомнив, что после принятия данного законопроекта в первом чтении Венецианская комиссия вместе с БДИПЧ ОБСЕ предоставили срочное совместное заключение, в котором в целом положительно оценены проект закона и работа над ним. Однако был высказан и ряд замечаний, которые частично учтены при подготовке документа ко второму чтению.

По словам председателя подкомитета, сам законо-проект структурно состоит из 131 статьи и 13 разделов. «Данный законопроект имеет свои концепцию, структуру и во время его доработки было выделено четыре основных блока, которые требовали более детальной дискуссии. Речь идет, в частности, о количестве вопросов, которые выносятся на референдум. В законопроекте заложено, что может выноситься лишь один вопрос. Среди авторов правок были разные предложения, но как только мы дадим возможность выносить три вопроса, это сразу ломает концепцию законопроекта, вносит дисбаланс в документ», — отметила она.

Второй блок вопросов, по словам А. Загоруйко, касается электронного референдума. «Этот вопрос весьма дискуссионный. В законопроект закладывается возможность проведения электронного референдума, но лишь тогда, когда будет отдельный закон, который урегулирует все процедуры», — сказала она.

Третий блок — вопросы, которые могут выноситься на референдум: «Мы обсуждали этот блок со всеми ведущими стейкхолдерами и сошлись на том, что это вопросы, относящиеся к разделам І, ІІІ и XIII Основного Закона, вопросы общегосударственного значения, вопросы об изменении территории Украины, об утрате силы законом или отдельным его положением. Что касается вопроса об изменении территории Украины, то было много поправок направленных на то, чтобы прописать: изменение территории может быть лишь в сторону увеличения. Идеологически мы соглашаемся с такими предложениями, но не можем выйти за рамки ст. 74 Конституции Украины, которая говорит лишь об изменении территории. Там нет ни единого слова ни об уменьшении, ни об увеличении».

Четвертый блок — вопросы, которые не могут выноситься на референдум. «Это вопросы, противоречащие положениям Конституции, общепризнанным принципам и нормам международного права. Не будут выноситься на референдум вопросы, которые отменяют или ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации. Не выносятся также вопросы, направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушения государственного суверенитета и территориальной целостности и т. п. А также вопросы налогов, бюджета и амнистии. Кроме того, мы предлагаем определить и вопросы, отнесенные Конституцией и законами к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда», — отметила народный депутат.

По словам А. Загоруйко, все поправки важны, однако большинство из них носят фрагментарный характер и могут полностью изменить идеологию законопроекта. Отдельно она обратила внимание на то, что поправки и замечания Венецианской комиссии относительно невозможности одновременного проведения общегосударственных очередных или очередных местных выборов и всеукраинского референдума предлагается учесть. Также, согласно рекомендациям Венецианской комиссии, был увеличен срок сбора подписей под инициативой о проведении всеукраинского референдума.

В ходе обсуждения документа, автор одной из поправок Алена Шкрум («Батьківщина») поинтересовалась, почему в законопроекте предлагается выносить на опрос лишь один вопрос. В ответ Руслан Стефанчук отметил: «В первой версии законопроекта предлагалось выносить на обсуждение три вопроса, но мы получили замечания от всех учреждений, как украинских, так и зарубежных, о том, что такой подход значительно усложнит процедуру проведения референдума. Поэтому мне кажется, что формула: один референдум — один вопрос — это рабочая и детальная формула. Если она у нас нормально заработает, то мы сможем пересмотреть это в сторону увеличения вопросов. Но моя позиция: остаться на концептуальном подходе один референдум — один вопрос».

По результатам обсуждения члены комитета большинством голосов утвердили решение рекомендовать Верховной Раде поддержать законопроект во втором чтении и в целом.

Скриншот видео со страницы Ruslan Stefanchuk — public page (facebook).