За трибуной министр финансов Украины Сергей Марченко во время представления проекта закона «О Государственном бюджете Украины на 2021 год».
 


Александр Мережко.
 


Во время заседания.

Фото Андрея НЕСТЕРЕНКО.

Больше фото здесь

Председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков сообщил, что проект госбюджета-2021 зарегистрирован в парламенте под № 4000 и предоставил слово министру финансов Сергею Марченко для его представления. Министр отметил, что документ подан вовремя, согласно требованиям Конституции и Бюджетного кодекса, и охарактеризовал его как бюджет развития. «Вместе с этим законопроектом мы подали среднесрочные показатели до 2023 года с потолками расходов и целями для каждого из министерств», — сказал он.

Министр финансов сообщил, что госбюджет-2021 базируется на программе деятельности Кабинета Министров и стратегических целях, определенных Президентом. Он является реалистичным и сбалансированным, считают в Кабмине, основывается на макроэкономическом прогнозе, принятом правительством в июле этого года. Прогноз предусматривает рост реального ВВП на 4,6 процента после ожидаемого падения этого года на 4,8 процента, сообщил министр. Размер инфляции он спрогнозировал на уровне 7,3 процента.

По словам министра финансов, среднегодовой курс доллара на следующий год заложен на уровне 29,1 гривни. В 2021 году правительство продолжит осуществлять все необходимые меры для того, чтобы страна успешно прошла коронакризис, заверил он. Главными маркерами в условиях пандемии должна быть защита граждан, поддержка деловой активности и содействие трансформации экономики. «Страна нуждается в рестарте, — сказал он. — Именно поэтому эту смету можно назвать бюджетом возможностей для дальнейшего развития».

Среди основных приоритетов правительства на следующий год — повышение минимальной зарплаты до 6,5 тысячи гривен, индексация пенсий и доплат для тех, кто достиг 75 лет, обеспечение граждан доступными и качественными медицинскими услугами, в том числе в части противодействия коронавирусной инфекции, продолжение образовательной реформы в рамках внедрения программы «Новая украинская школа», развитие культуры и т. п. В приоритете также остается реализация мер по повышению обороноспособности страны и повышению денежного обеспечения военнослужащих. В Кабмине намерены продолжить финансирование программы «Большое строительство», работать над развитием железнодорожного транспорта, продолжать цифровизацию.

Бюджет формировался не на основе пожеланий, а именно от ожидаемых доходов и реальных возможностей, подчеркнул член правительства. По его словам, средств есть достаточно для финансирования всех приоритетных нужд государства.

В то же время министр пообещал, что давления на честный бизнес и налогоплательщиков не будет. А за счет восстановления экономической активности и ликвидации схем уклонения от уплаты НДС дополнительно в бюджет 2021 ожидают получить 82 миллиарда гривен.

Статья расходов в новом году вырастет на 65,5 миллиарда гривен, или на 5,1 процента по сравнению с нынешним годом. Расходы на социальное обеспечение, здравоохранение, безопасность, оборону, образование и культурное развитие составят более 71 процент всех расходов государственного бюджета. Поэтапное повышение минимальной заработной платы предусматривает, что уже с 1 января следующего года этот показатель поднимется с 5 до 6 тысяч гривен, а с 1 июля — до 6,5 тысячи. На это в бюджете предусмотрен 41 миллиард гривен.

Социальные расходы намерены профинансировать в объеме 323 миллиарда гривен. Трансфер Пенсионному фонду — 204 миллиарда. На выплату пособий, льгот и субсидий пойдет еще 104 миллиарда. На защиту внутренне перемещенных лиц, чернобыльцев, детей-инвалидов и других уязвимых слоев населения планируется израсходовать около 10 миллиардов гривен. На образование в следующем году намерены заложить 174 миллиарда. Из них — 103 миллиарда составит образовательная субвенция для выплаты повышенных на 30 процентов зарплат учителей. Около 50 миллиардов израсходуют на высшее образование.

Здравоохранение является ключевым приоритетом правительства, подчеркнул С. Марченко. А поэтому расходы на эту сферу, по его словам, вырастут «беспрецедентно» и составят 4,2 процента ВВП. Эти затраты намерены постепенно увеличивать, чтобы до 2023 года они достигли 5 процентов ВВП. Это необходимо для того, чтобы удачно реализовывалась реформа отрасли. В то же время на борьбу с COVID-19 намерены в следующем году потратить 19 миллиардов гривен. Львиная доля этих денег пойдет на оказание медицинских услуг в рамках выполнения медицинских гарантий. Дополнительные средства выделят на вакцинацию от коронавирусной инфекции.

Министр финансов пообещал, что в следующем году направление развития культуры не будет финансироваться по остаточному принципу. Расходы в этой части составят 7,5 миллиарда. Миллион гривен намерены израсходовать на реставрацию заведений культуры. А на развитие туристического потенциала хотят впервые выделить 200 миллионов гривен. В поддержку спорта — 7,4 миллиарда гривен. А на нужды национальной безопасности и обороны в бюджете заложено 5,93 процента от ВВП. «Это беспрецедентные цифры, — сказал министр. — Этот показатель отвечает требованиям закона о национальной безопасности Украины и обеспечит развитие и модернизацию военной техники, усилит кадровый потенциал армии и социальную защиту наших защитников». Кроме этого, государство намерено профинансировать пассажирскую железнодорожную инфраструктуру и поддерживать сельхозпроизводителей. «В бюджете на 2021 год нет раздутых или скрытых доходов, все расходы подтверждены реальными доходами. Этот бюджет позволяет эффективно использовать средства налогоплательщиков и принесет пользу людям и экономике», -резюмировал министр финансов.

При обсуждении предложенного правительством проекта сметы народные депутаты критиковали представленный документ. Его называли утопическим и не отвечающим реалиям. Представители оппозиции назвали бюджет на 2021 год «бюджетом смерти», потому что затраты на медицину в нем не отвечают реальным потребностям.

Замечания к законопроекту выразил и председатель Комитета по вопросам бюджета Юрий Аристов. Он отметил, что в стране до сих пор нет правительственного документа среднесрочного бюджетного планирования, который должен определять принципы бюджетной политики на три следующих года и лечь в основу сметы на 2021 год. Парламентарий указал также на ряд несоответствий положений проекта бюджета на следующий год действующим законам. По его словам, этот документ содержит позиции, согласно которым предполагается, что правительство будет осуществлять некоторые расходы по своему усмотрению. «Иными словами, предлагается ручное управление государственными средствами без парламентского контроля, — сказал он. — Это недопустимо и также требует исправления». Он отметил: «Давать оценку этому документу еще рано. Надо провести системный анализ всех показателей. Бюджетный комитет уже начал основательную обработку документа». Народный депутат обратил внимание не то, что обсуждение бюджета-2021 только начинается и призвал коллег подавать свои предложения к нему, но не позже, чем до 1 октября.

Во время согласительного совета народные депутаты решили, что в рамках часа вопросов к правительству заслушают информацию о работе Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации на Донбассе, а также об обеспечении учебного процесса в условиях усиления в Украине коронавирусной болезни и о состоянии начисления заработной платы работникам учебных заведений.

Сначала выступил вице-премьер-министр — министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников, который также является членом украинской делегации в ТКГ. Свой доклад он начал с тезиса, что одной из составляющих гибридной войны, начатой Российской Федерацией, является информационная война. «Многие страхи и недоразумения, возникающие сейчас и провоцирующие раздор, являются именно последствиями этой информационной войны, — сказал член правительства. — В том числе — это распространение мифов о Трехсторонней контактной группе. Главным мифом является информация о том, что ТКГ наделена полномочиями, которыми она не владеет. ТКГ не принимает решений. Это только логистическая площадка для согласования деталей и договоренностей, которые достигаются лидерами «Нормандского формата». Так началось с 2014 года. Именно на этой логистической площадке идет обсуждение вопросов по безопасности, гуманитарных и социально-экономических». Все решения принимаются только Президентом и парламентом, подчеркнул вице-премьер-министр. Мол, только Верховная Рада может решить, где будет проводить, будет ли проводить выборы и каким образом они должны проходить на временно оккупированных территориях после их деоккупации. Ни о каких изменениях в Конституцию ради включения туда особого статуса любого региона речь не идет, подчеркнул чиновник.

Переговоры в рамках ТКГ весьма сложные, сообщил А. Резников. По его словам, оппоненты часто играют не по правилам. Но украинская делегация делает все возможное, чтобы отстоять интересы нашей страны. Последним достижением министр назвал продолжительный режим тишины. «Мы хотим и просим командную игру, — обратился к народным депутатам член правительства. — Правительство, парламент и переговорщики должны действовать в единой синергии, потому что это усиливает позицию Украины и дает хороший сигнал нашим партнерам».

Отвечая на вопросы народных депутатов, вице-премьер отметил, что реинтеграция Донбасса продлится как минимум 25 лет. Это не может произойти сразу после окончания войны, если говорить о безопасной реинтеграции — такой, что не изорвет в клочья страну и не приведет к рискам. «Это продлится по меньшей мере одно поколение, — сказал А. Резников. — Так свидетельствует мировой опыт. В Германии и нынче заметна разница между западом и востоком, хотя и прошло 30 лет, а стартовые условия были другими». Он подчеркнул, что и реинтеграция, и деоккупация определяются не тем, что происходит в ТКГ. Дескать, в значительной степени эти процессы зависят от того, что происходит в стране.

К парламентариям вице-премьер обратился с просьбой поддержать законопроект, в котором четко определялось бы, кто такие коллаборанты и преступники, а кто заложники, кто подпадает под амнистию, а кто ни в коем случае нет. Также, по его словам, необходимо принять закон, который обяжет вещателей обеспечить некодированный спутниковый сигнал. Это откроет доступ к украинским телеканалам гражданам, которые находятся на оккупированных территориях.

В. и. о. министра образования и науки Сергей Шкарлет общался с парламентариями в режиме вопрос—ответ. Он сообщил, что большинство школ готовы к смешанному образованию и будут работать в таком режиме. «Важны здоровье ребенка, учителя и общества, но не менее важно психологическое здоровье и социализация детей, — сказал он. — А также возможность родителей работать, когда дети будут учиться». В. и. о. министра проинформировал, что сейчас каждую неделю проводятся селекторные совещания. Министерство образования и науки совместно с Минздравом и органами местного самоуправления формирует определенные рекомендации. С. Шкарлет напомнил, что неоднократно поднимался вопрос о необходимости выделить педагогам средства из фонда, предназначенного на борьбу с COVID-19. В то же время он поблагодарил народных депутатов, которые в четверг приняли изменения в текущий бюджет, чтобы позволить использовать остатки субвенции в размере 3,3 миллиарда гривен на средства индивидуальной защиты.

В пятницу парламентарии также поддержали три постановления для принятия неотложных мер для формирования безопасного учебного процесса в условиях карантина. В частности, речь идет о выделении дополнительных средств на закупку средств индивидуальной защиты и организацию безопасного учебного процесса, а также о введении доплат учителям за работу в особо сложных условиях.

После того, как заместитель Председателя Верховной Рады Елена Кондратюк объявила ряд депутатских запросов, парламентарии традиционно выступали по разным вопросам.

В конце заседания Первый заместитель Председателя Верховной Рады Руслан Стефанчук обратил внимание на то, что уже в который раз наблюдает почти пустой зал в пятницу после перерыва. «Убежден, что это не тот подход и не то рациональное использование времени, бюджетных ресурсов и просто внимания зрителей, которые должна демонстрировать Верховная Рада», — сказал он. И продолжил: «Наверное, надо пересмотреть вопрос прохождения «Разного» в Регламенте». Р. Стефанчук также подчеркнул необходимость соблюдать масочный режим. «Я уже устал повторять, что у нас здесь не свободная от COVID-19 зона, — отметил он. — К величайшему сожалению, у нас еще у одного коллеги подтвердилась коронавирусная болезнь. Поэтому прошу всех, кто находится в этом зале, — давайте станем образцами того, как надо соблюдать санитарные требования, которые мы сами же и устанавливаем».

С днем рождения поздравляли народного депутата Александра Мариковского.

Цифры

Доходы в проекте бюджета на 2021 год определены на уровне 1 триллион 71 миллиард гривен. Это на 92 миллиарда больше, чем в 2020 году. Расходы составят 1 триллион 350 миллиардов гривен. Дефицит бюджета планируется на уровне 270 миллиардов гривен, а это 6 процентов ВВП. По прогнозу МВФ, фискальный дефицит формирующихся стран в 2021 году в среднем составит 8,5 процента, а в мире в целом — 8,2. Так что показатели Украины в этом контексте выглядят довольно соразмерными, заверил министр финансов Сергей Марченко.