Из досье «Голоса Украины»

Михаил Лаба родился 29 октября 1975 года в селе Турья Поляна Перечинского района на Закарпатье.

Закончил Ужгородский национальный университет (специальность «Правоведение»).

Избирался депутатом Невицкого сельсовета, Ужгородского райсовета. Работал помощником народного депутата. Дважды избирался Невицким сельским головой.

Президент Всеукраинской ассоциации органов местного самоуправления «Ассоциация сельских, поселковых советов и объединенных громад Украины».

Народный депутат девятого созыва. В прошлом году избран от партии «Слуга народа» в мажоритарном округе № 70, в который входят Великоберезнянский, Воловецкий, Межгорский, Перечинский, Свалявский и часть Мукачевского районов. На время выборов — Невицкий сельский голова.

Член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

Женат. Воспитывает сына и дочь.

Молодость — не недостаток, а время приобретения опыта

— Михаил Михайлович, прошло немногим более года после выборов. Что было самым сложным в депутатской деятельности за это время?

— Самое сложное, когда парламентские старожилы перебивают и поучают молодых «Слуг народа». Дескать, пришли на хайпе... Но среди нас много опытных юристов и адвокатов... Хотя были и те, у кого опыта нет, на 70 процентов — это мощная команда опытных и молодых людей. Не сразу мы знали все тонкости. Знакомство и подготовка были в Трускавце. Мне лично вертикаль власти известна и по учебе на юридическом факультете, и по учебе в Национальной академии государственного управления при Президенте, которую я в прошлом году закончил. Смущает то, что депутаты-старожилы думают, будто без них страна не выживет. Но ведь народ мудро сказал: молодость — недостаток, который быстро проходит. А в то же время приобретается и опыт!

— А какие трудности возникали во время работы в шести районах округа?

— Скажу так: цепь, которая должна объединять депутата сельского совета с сельским головой, с районным, областным и депутатом Верховной Рады, разорвана. И это вносило дисбаланс. Теперь уже наработаны концепция, областная и государственная программы. Выписаны положения, принято решение, что эта концепция сопровождается контролем исполнительного комитета сельсовета, который не имеет права часто вносить  изменения, а лишь раз в три года. Каждые полгода этот комитет должен отчитываться и давать оценку, идет ли сельский голова и депутатский корпус по намеченному в концепции. Это самый прозрачный документ. Его представили на общем собрании и он является конституцией для громады. И не важно, кто сельский голова, — это программа действий. Такие программы должны быть составной частью общеобластной стратегии развития Закарпатья, которая, по моим данным, в большей ее части наработана и одобрена.

В 70-м округе имеем проблему, связанную с отсутствием стратегии развития горных регионов. Там большой ресурсный потенциал. Но не использованный. В частности, туристическое направление, производство в малых, мелких хозяйствах овечьего сыра, переработка дикорастущих плодов в мини-цехах... Ответ дает указ Президента о развитии региона Украинских Карпат. В частности, Закарпатскую и Львовскую области должна соединить короткая автодорога, которая проляжет через Карпатский хребет. Вокруг будут развиваться традиционный здесь бизнес, зеленый туризм, сельские усадьбы. Вносятся законодательные изменения в тендерные процедуры и т. п.

Предпочтение отдается продукции местных предприятий. Заработала программа Президента по предоставлению бизнесу кредитов под 5—7—9 процентов. Еще действует программа предоставления дотаций предприятиям, которые остановились из-за карантинных ограничений. На эти цели направлено 2,5 миллиарда гривен (на всю Украину). Таким предприятиям центры занятости выплачивают минимальную зарплату — 4727 гривен ежемесячно на одного работника.

— Дороги...

—...Нынешние — это наша радость!.. Если едешь по Межгорщине, то чувствуешь себя, как в Швейцарии. Отремонтированные, обновленные. Ехать — одно удовольствие. Благодаря этому наши Карпаты стали еще популярнее и летом, и зимой.

На местные дороги Закарпатья выделено 406 миллионов гривен, на государственные — 4,2 миллиарда. Работы продолжаются — интенсивно и качественно.

— Рабочие места. Это для Закарпатья чрезвычайно острая проблема, тем более для горных районов.

— Обращусь к цифрам: почти 300 миллионов гривен поступило в область через Фонд регионального развития, 55 миллионов — на социально-экономические нужды, новая украинская школа получила около 48 миллионов, 27 — состоятельная школа, 30 миллионов выделено на внутренние уборные в школах... В то же время 20 процентов из этих сумм возвращается в виде подоходного налога, за счет того, что на этих объектах работают местные люди. Сейчас на Закарпатье сооружается много объектов по программе «Большое строительство». На них трудятся до пяти тысяч рабочих. Мощная дорожная фирма «Онур», ремонтируя дороги, переезжает из района в район и принимает на работу местных людей. Зарплата — 16—20 тысяч.

Большие надежды возлагаем также на отечественные и иностранные инвестиции. В этом смысле надлежащим образом работают областные власти.

Децентрализация должна улучшать жизнь местных громад

— Дрова на зиму — большая проблема для жителей негазифицированных сел Тереблянской долины, на землях которых расположен Национальный природный парк «Синевир».

— Глобальная суть реформ децентрализации здесь утратила любое содержание. Почему мы должны согласовывать эти лимиты с министерством, с экологической инспекцией и т. п.? Я выступаю инициатором законо-проекта о передаче части лесов в коммунальную собственность громадам. ОТГ будет определять, сколько кубометров надо заготовить для своих нужд и сколько посадить молодых деревьев. А деньги будут поступать в бюджет громады. Сейчас этим распоряжается Лесагентство...

Подобные законопроекты я зарегистрировал и относительно ввоза гуманитарного груза.

— Что вам лично удалось за год осуществить такого, чем можете гордиться?

— Когда мы пришли в парламент, то сразу пошли к руководству «Укравтодора». Попросили отремонтировать дороги Закарпатья. Это было в прошлом году в октябре. Нас услышали. Сейчас обновлены самые сложные участки через Ужокский перевал со стороны Львовщины до Ужгорода и через Торунский — до Межгорья.

Много приложено усилий для завершения реформы децентрализации в области. Я попросил председателя ОГА подписать заключение относительно Холмковской ОТГ. Это сделано. В дальнейшем будем заниматься обновлением инфраструктуры. Работы хватает!..

Будем настаивать на открытии контрольно-пропускного пункта «Лубня—Волосатое» на польской границе с пешеходным переходом. А также на обустройстве уже действующих. Есть определенные договоренности и наработки. Главное требование: КПП должны быть европейского уровня!

— Крайне необходимо открывать мусороперерабатывающие заводы, поскольку отходы уже некуда девать...

— Да. Этим вплотную занимается председатель ОГА. И в следующем году состоится открытие такого предприятия.

Предлагаю на Закарпатье изготавливать, а не брать за границей, мусорные баки. Их необходимо закупить и раздать местным ОТГ. Чтобы у каждого жителя и туриста было куда выбросить мусор. Ведь мусор — это деньги. Интересна еще одна идея. В Синевире я наблюдал: туристы оставляют автомобили вдоль дорог, и большая мусоро-уборочная машина не может проехать и забрать баки. Поэтому отсортированный мусор будут забирать квадрокоптеры. Это моя собственная идея.
Медицинский туризм у нас не развит, хотя у него огромная перспектива. У нас не используются сполна термальные лечебные воды. А это — новая возможность медикам зарабатывать деньги и развивать громады. Нет в области и предприятий, которые изготавливали бы солнечные панели. В ближайшие годы планируем выпускать их на территории бывших предприятий. Это вещь нужная и экономная.

Ничего особенного я не придумываю. Делается ставка на современную экономику и развитие туризма. И — создание новых рабочих мест.

Вел интервью Василий НИТКА.

Ужгород.

Фото предоставлено автором.