Новое для читателя словосочетание «конституционный панукраинизм» отображает попытку найти научно обоснованные ответы на вопрос, как на основе международного права и Конституции Украины защитить суверенитет и территориальную целостность Украины.

В сложных словах «пан» (с греческого) означает «все», «весь», «всеохватывающий». Применяется в известных концепциях добровольного взаимовыгодного единения разных народов: панамериканизма, панъевропеизма, пангерманизма, панисламизма, пантюркизма и других.

Конституция Украины полностью отвечает требованиям международного права. Она имеет наивысшую юридическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия. Именно поэтому конституционный панукраинизм должен стать научно обоснованной идеологией государственного строительства, а ее лейтмотивом — «укрепление гражданского согласия на земле Украины», как это записано в преамбуле Конституции.

Помещенное в Википедии определение «панукраинизма» как идейно-политического движения «украиноязычного населения, которое отстаивает историческую, экономическую и культурную целостность народа Украины, выражает гегемонию украинского населения в ней», является антиконституционным и вредным для государственного созидания. Оно противоречит Конституции Украины и не отвечает на ключевой вопрос: как нам сплотить гражданское общество для защиты, развития и укрепления суверенного государства? Нельзя отчуждать русскоязычное население и представителей других национальных меньшинств от государствообразующих процессов. В Декларации о государственном суверенитете Украины (1990) и в действующей Конституции (1996) записано, что Украинский народ — это «граждане Украины всех национальностей».

После провозглашения Независимости Украины у нас образовался идеологический вакуум. Коммунистическая идеология исчезла, а национализм не получил научно обоснованного мощного развития, адекватного новым реалиям. Народный Рух Украины за перестройку, конечной целью которого было завоевание государственной независимости, утратил свое влияние на процессы государственного созидания и превратился в узкопартийный проект.

Необходимы концептуальные изменения в мировоззренческой конструкции процесса государственного созидания, перенос ожесточенной борьбы политических оппонентов (патриотов, псевдопатриотов и откровенных украинофобов) из сферы бессмысленного пиара и популизма в научное осмысление нынешней военно-политической ситуации и реальное отстаивание интересов государства.

Украинский народ должен самоорганизоваться в новое панукраинистическое активное всенародное движение для контроля над властью и сурового соблюдения всеми норм Конституции Украины. Он не менее необходим сегодня, нежели Народный Рух Украины накануне Независимости.

Для создания такого же по массовости всенародного движения для защиты и развития Украинского государства необходимо проработать научно обоснованную и всем понятную (мотивированную личными интересами всех и каждого) идеологическую платформу единения граждан Украины всех национальностей, независимо от них политических взглядов, языка, вероисповедания, пола, возраста, имущественного достатка и других признаков.

Необходимо признать, что украинская наука по разным причинам самоустранилась от процессов государственного созидания. Как результат, у нас нет научного объяснения процессов и тенденций, которые на 30-м году независимости Украины привели к критической ситуации, когда Украина в который раз в своей истории оказалась перед угрозой утраты суверенитета.

В данной сфере все отдано на откуп политическим слугам олигархов и местным представителям российской пропаганды, которые под видом борьбы за мир и благосостояние людей на самом деле разрушают нашу государственность.

Фундаментальная подготовка консолидирующей идеологии государственного созидания должна стать первоочередной задачей Национальной академии наук Украины. Такую неотложную задачу должны поставить перед собой новоизбранные Президент и Президиум НАН Украины. Государство (как учреждение, как феномен) должно стать объектом междисциплинарных исследований со стороны политологов, этнополитологов, дипломатов, юристов, историков, экономистов, демографов, географов, философов и представителей других наук.

К научно-аналитической работе по обоснованию концепции и доктрины модерного конституционного панукраинизма целесообразно привлечь профильные учреждения НАН Украины (прежде всего институты двух отделений НАН Украины — Отделение истории, философии и права и Отделение экономики), а также соответствующие кафедры ведущих университетов. Следует также поднимать вопросы об открытии отдельного института Проблем государственности НАН Украины и образовании Научного совета по проблемам государственности при Президиуме НАН Украины. В тесном партнерстве с СНБО Научный совет по проблемам государственности НАН Украины должен разработать специальную программу комплексных междисциплинарных исследований государственного строительства и осуществлять координацию таких исследований.

Исходной научной базой для формирования идеологии конституционного панукраинизма должны стать многовековая история государственного созидания с учетом буквы и духа таких документов, как Конституция Пилипа Орлика (1710), Конституция УНР (1918), Декларация о государственном суверенитете Украины (1990), теория и практика международного права. Следует взять на вооружение все концепции, способствующие единению разных народов и достигающие своей цели.

Например, теорию панамериканизма, которая возникла более 300 лет назад. На основании общности интересов народов всех стран американского континента (Северной и Южной Америки) панамериканизм призывает их к единению — таких разных по национальности, языку, ментальности, религиозным и другим взглядам. Панамериканизм играл и продолжает отыгрывать важную геополитическую роль. Выдающийся американский политолог Збигнев Бжезинский в своей последней книге «Стратегическое видение» (2012) подчеркивает, что население многонациональной Америки является сегодня «национально сплоченным» и в США нет никаких проявлений сепаратизма. Нужно глубоко задуматься, почему сепаратизм имеет место в Украине. И принимать соответствующие системные меры для устранения причин этого опасного явления.

Необходимо также исследовать идею панъевропеизма, которая возникла после Первой мировой войны и является политико-правовой доктриной интеграции европейских стран. Как известно, панъевропеизм развивается и сегодня — в контексте дискуссий о текущем и будущем статусе и политике многонационального и многоязычного Европейского Союза.

Особенно важно для формирования идеологического мировоззрения конституционного панукраинизма изучение, анализ и научное обобщение культурного и политического движения пангерманизма, который сформировался в начале ХІХ века и привел к объединению Германии (1871) в единое мощное государство.

Вторая мировая война вызвала временное снижение влияния пангерманизма, поскольку он преступно использовался нацистами. Но в 1990 году произошло второе воссоединение Германии как раз на идеологических принципах пангерманизма и в соответствии с Конституцией ФРГ 1949 года.

Нашему, во многом неоднородному, обществу нужна объединительная по цели, мирная, центристская либерально-демократическая идеология конституционного панукраинизма, которая должна способствовать самоорганизации всенародного движения за развитие, защиту и укрепление суверенного, независимого, демократического, социального, правового государства в соответствии с Конституцией Украины (статьи 1, 17, 24, 65).

Образцом практической реализации идеи конституционного панукраинизма для нас должны стать Финляндия и Израиль. Названные страны были в свое время в намного худшей ситуации, нежели Украина сегодня. Но они сумели выстоять благодаря единению элит и населения.

Важным для этого является также изучение и использование идеологии гандизма, которая во времена Махатмы Ганди привела к освобождению Индии мирным путем.

В Украине сегодня необходимо осуществлять активное системное воспитание патриотизма и гордости каждого гражданина за свое государство. От самого младшего до самого старого, как это имеет место, например, в США, Израиле, Литве, Латвии, Польше, Венгрии и других больших и малых странах.

Безусловно, успех патриотического воспитания значительно зависит от повышения комфортности жизни и уровня экономического благосостояния людей. А для этого необходимо прежде всего осуществить законодательное ограничение олигархических монополий как большого экономического зла для Украины, ввести справедливую частную собственность и национализировать стратегические объекты. Олигархи не вкладывают свои средства в модернизацию предприятий и безосновательно получают высокие прибыли за счет государственных дотаций, что приводит к девальвации гривни и обнищанию населения и является одной из причин массового неудовольствия людей уровнем жизни.

Неотъемлемой составляющей идеологии конституционного панукраинизма, которая действительно может вывести Украину из рецессии и направить ее на путь устойчивого развития, должна стать экологическая безопасность. Ее нельзя игнорировать, поскольку в условиях глобализации, изменения климата, пандемии коронавируса, лесных пожаров, наводнений и других экологических бедствий она становится с каждым разом острее. Экологические угрозы являются общими для всех и они объективно становятся жизненно важным фактором единения нации.

Наука еще не раскрыла глубинных причин нынешней критической ситуации. А ситуация порождена продолжительной гибридной войной, направленной в первую очередь на умопомрачение общественного сознания.

Используются разные выдуманные причины. Например, спекуляция языковой проблемой, которая в Украине де-факто не существует. Ведь Конституция Украины гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств Украины (ст. 10). Для серьезных дискуссий по этому поводу нет никаких оснований.

Нет никакой необходимости и в проведении «конституционной реформы в Украине» и принятии «постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей», как того требуют юридически сомнительные Минские договоренности. Статья 25 Конституции Украины гарантирует «право изменить гражданство», а статья 33 — «право свободно покидать территорию Украины», а также «в любое время вернуться в Украину». Такая норма предусмотрена также Общей декларацией прав человека ООН (1948). Таким образом, граждане с российскими паспортами могут без какого бы то ни было риска переезжать на проживание в Россию и возвращаться в Украину. В общих интересах всех и каждого, кто на законных основаниях проживает на территории Украины, являются соблюдение норм Конституции, развитие комфортного государства и его укрепление.

Убедительным фактом является и то, что никакой насильственной украинизации (которую так панически боятся пророссийские агенты) в Украине нет. Россия использует русскоязычное население Донбасса (и других регионов) как средство реализации своих имперских интересов.

Истину же отображают конкретные факты. Историческая судьба людей, проживающих на территории Донбасса и в Крыму, сложилась так, что они относятся к гражданам Украины. И это был их выбор. На всеукраинском референдуме 1991 года за независимость Украины проголосовали 83,90 процента населения Донецкой, 83,86 процента — Луганской областей, 54,19 процента — в Автономной Республике Крым, 57,07 процента — в г. Севастополе. Всего на всеукраинском референдуме за независимость проголосовали 90,32 процента граждан Украины. На то время украинцы имели разное политическое мировоззрение, но они объединились на основании общих интересов ради своего будущего.

Давайте говорить правду. Войну в Украине ведет не население отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Это не внутренний конфликт, как утверждает российская пропаганда. Западные государства должны осознать, что войну с Украиной ведет Россия. И не лукавить. Потому что эта война угрожает также и им непосредственно. Она создает прежде всего опасность для Евросоюза.

Вспомним, что советско-финская война (1939—1940) называлась в официальной советской историографии «вооруженным конфликтом на границе с Финляндией» (при участии 450-тысячной армии со стороны СССР! — Ю.Т.). А после того, как Лига Наций признала СССР агрессором и исключила его из своего состава, этот конфликт стал называться «оборонительной войной СССР против агрессии буржуазной Финляндии». Как видим, определения весьма похожи на сегодня употребляемые РФ термины относительно «внутреннего конфликта в Украине».

МИД Украины должно напомнить ООН — правопреемнице Лиги Наций и странам Евросоюза, что мир в Украине — это гарантия мира в Европе и мире, и четко выдвинуть требование о признании так называемого «вооруженного конфликта на Донбассе» фактом российской агрессии.

В Конституции Украины (абз. 6 ст. 17) записано, что «на территории Украины запрещается создание и функционирование любых вооруженных формирований, не предусмотренных законом». На каком основании (абсолютно безнаказанно) возникли незаконные вооруженные формирования в ОРДЛО? Какие мирные переговоры могут проходить с представителями конституционно запрещенных вооруженных формирований?

Минский переговорный процесс является прямым нарушением Конституции Украины, Устава ООН, Общей декларации прав человека и других международно признанных документов. Его необходимо перенести из Минска в Будапешт, повысив уровень официальных участников переговоров (как минимум — министры иностранных дел). В основу новых договоренностей о настоящем мире в Украине необходимо положить Будапештский меморандум 1994 года о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия и добровольном отказе от третьего в мире по мощности арсенала ядерного оружия.

В Будапештском меморандуме подтверждены обязательства больших ядерных стран «уважать независимость и суверенитет и существующие границы Украины» (п. 1 Меморандума) и заверение «что никакое их оружие никогда не будет использоваться против Украины» (п. 2 Меморандума).

Вам не кажется абсурдным и смехотворным избитый тезис о том, что Будапештский меморандум не имеет характера международно-правовых обязательств? Вдумаемся: Будапештский меморандум, который подписали президент России, лидеры США и Великобритании (а со временем к ним присоединились лидеры Франции и Китая), необязательный, а Минские договоренности, которые подписали марионетки Кремля, де-факто нелегитимные лица, — обязательные!

МИД Украины необходимо обратиться в Международный суд ООН с консультативным запросом относительно официального толкования статуса Будапештского меморандума и Минских договоренностей с точки зрения международного права.

Международная политика Украины может осуществляться с учетом стратегического видения развития большого европейского государства — одного из основателей и члена ООН, — которое по территории является наибольшим государством в Европе, расположено в чрезвычайно выгодном географическом положении, имеет богатейшие земли и мощные природные ресурсы, населено исключительно трудолюбивым народом.

Путь к этому — суровое соблюдение действующей Конституции, поскольку нынешняя военно-политическая ситуация возникла, преобладающим образом, в результате нарушения норм Конституции Украины.

Ведь вопрос об изменении территории Украины решается исключительно всеукраинским, а не местным референдумом (ст. 73 Конституции). «Референдум» в Крыму был антиконституционным. Согласно Конституции к полномочиям Автономной Республики Крым относится организация и проведение только местных референдумов (п. 2 ст. 138).

Кстати, за нарушения указанных статей Конституции Украины никто не понес юридической ответственности и не предстал перед судом. Ни из руководства АРК, ни из представителей центральной власти в Киеве.

Нелегитимность крымского «референдума» подтвердила и Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции «О территориальной целостности Украины» от 27 марта 2014 года № 68/262. В Резолюции содержится призыв к международному сообществу не признавать никаких изменений статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя на основе результатов этого «референдума». Удивительно, почему Украина до этого времени не подала искового заявления в Международный суд ООН? Почему на эту Резолюцию нет надлежащей официальной реакции МИД Украины и не приняты соответствующие меры? Почему данная Резолюция вместе с Будапештским меморандумом не принята во внимание в минском переговорном процессе?

Минские договоренности в принципе не могут обеспечить мир. Как раз без них и может наступить мир в Украине и в Европе. Вспомним исторические параллели: аншлюс Австрии гитлеровцами и аннексия Крыма; оккупация Чешских Судет с немецкоязычным населением и оккупация части Донбасса с преимущественно русскоязычным населением. История повторяется, но, к сожалению, не учит.

Основательная научная проработка идеологии конституционного панукраинизма обеспечит создание платформы для объединения всех проукраинских партий во Всеукраинский Рух «Злагода», который должен стать ведущим течением в украинской политике. Такая политическая сила будет иметь свою четкую идеологическую позицию в отличие от нынешних политических партий, которые не имеют никакой идеологии или имитируют какую-то из них, например, коммунистическую.

Возможно когда-то историки скажут, что идея конституционного панукраинизма зародилась в 20-х годах ХХІ века как реакция на агрессию северного соседа относительно аннексии украинского Крыма и оккупации части Донбасса и как ответ на нынешнюю массированную кремлевскую пропаганду «русского мира» и «великой России». Историческая аналогия имела место в ХІХ веке, когда объединение Германии произошло благодаря сплоченности народа и реализации концепции пангерманизма в ответ на войны Наполеона с целью расширения «великой Франции».

Массовые, эффективные и понятные формы распространения панукраинизма среди всех слоев населения во всех регионах Украины позволят сплотить все этносы, проживающие на территории Украины, помогут дать достойный отпор агрессорам, которые посягают на территорию нашего государства, сформировать монолитное гражданское общество, которое будет жить в благосостоянии и взаимном уважении друг к другу.

Народ должен взять под свой контроль деятельность и бездеятельность власти в вопросах национальной безопасности и конструктивного развития государства, как того требует Конституция Украины.

При условии достижения гражданского согласия всенародное движение за спасение государственности на принципах конституционного панукраинизма может и должно в это исторически тяжелое время надежно защитить суверенитет Украины, укрепить ее оборонный, экономический, ресурсно-экологический и интеллектуальный потенциал, вывести на путь устойчивого развития.

Юрий ТУНИЦА, академик Национальной академии наук Украины.