На снимках: педагог и его ученики.

В сельской школе на Херсонщине дети конструируют роботов. Для ровесников из соседних населенных пунктов это пока фантастика, а для мальчиков и девочек из Чулаковки Голопристанского района — просто увлекательное дело. Ведь именно здесь нашелся педагог, который «горит» своей миссией и «зажигает» других.

Иван Верещака преподает в Чулаковской общеобразовательной школе информатику и астрономию уже шестнадцать лет. За это время десять его учеников побеждали в областных и районных конкурсах и олимпиадах по информационным технологиям, программированию, веб-дизайну. Но главным своим достижением Иван Викторович считает не грамоты или призы, а настраивание детей на разностороннее развитие, их умение с юных лет держаться на волне технического прогресса.

В водовороте творчества

Педагоги жалуются — в учебных программах по астрономии и информатике слишком много теории и мало практики. Поэтому этими предметами сложно заинтересовать детей. А вот сельский учитель из Чулаковки сумел к ним мастерски «ключик подобрать».

«Надо предлагать ученикам такие учебные задания, решение которых приносило бы пользу в реальной жизни. И не когда-то, а здесь и сейчас. Например, программный продукт от компании Microsoft мы использовали для создания технологии дистанционного образования. В коронавирусный карантин она ой как пригодилась! Выиграли грант, получив комплект для конструирования роботов производства компании Lego. Он ценится тем, что позволяет создавать целые миры, и с ним дети просто погружаются в творчество. А теперь взялись еще и разрабатывать автомат, который будет стоять возле входа в школу и дистанционно измерять температуру, раздавать антисептик и т. д. Электронную начинку для него уже заказали за границей, а с деньгами для его покупки помогли спонсоры», — рассказывает Иван Верещака.

Он уверен, что открытие детьми новых миров креатива и технологий должно быть не только индивидуальной задачей учителя и школы, а всей громады. Хотя громаду тоже надо убеждать, не жалея на это усилий и времени. «Иван Викторович очень упорный. Однако никогда ничего не просит лично для себя — только для детей. Поэтому на приобретение необходимого оборудования для его кружка робототехники из бюджета ассигновали почти десять тысяч гривен. Даже на сессии сельсовета этот вопрос обсуждали», — говорит руководитель Чулаковской ОТГ Светлана Королева. «Наш преподаватель информатики и астрономии умеет мыслить нешаблонно и доказывает эффективность такого подхода. Среди педагогов это — редкость, считаю, с Иваном Викторовичем нам очень повезло», — добавляет директор Чулаковской ООШ Николай Кардавар.

Победа как толчок к новому проекту

Иван Верещака представил свою концепцию преподавания «технологических» предметов на национальном конкурсе «Глобал Тичер Прайз Юкрейн». И вошел в десятку лучших! Это очень почетно — недаром конкурс еще называют «нобелевкой для учителей». Но даже после такого впечатляющего для сельского педагога достижения почивать на лаврах он не собирается. Ведь полностью увлечен новой идеей.

— Робототехникой интересуются не только ученики из Чулаковки. Поэтому хотим создать еще и передвижную лабораторию на базе микроавтобуса, чтобы ездить на нем в другие села, учить тамошних ребятишек секретам конструирования роботов, разжигать в них желание заглянуть в звездное небо, ознакомиться с научными достижениями. Правда, для этого нужен еще один комплект оборудования по робототехнике, телескоп, мобильная лаборатория по физике. Это где-то двести тысяч гривен. Надеюсь после попадания в ТОП-10 национального конкурса найти спонсоров для воплощения проекта в жизнь среди известных производителей электроники, фирм по ІТ-технологиям, — делится ближайшими планами Иван Верещака.

Кому-кому, а ему скучать некогда — создается впечатление, что он и слова такого не знает. Итак, можно с уверенностью сказать, что с таким Учителем и дети в школе не будут скучать.

Фото из личного архива Ивана Верещаки.