Преподавательница английского языка из Мариупольского городского лицея Людмила Тоцина видит свою учительскую миссию в том, чтобы развивать у детей навыки XXI века: критическое мышление, медиаграмотность и коммуникацию. Недавно она вошла в десятку лучших педагогов по версии премии Global Teacher Prize Ukraine.

В своей учительской практике Людмила внедряет один международный проект за другим. Она — тренер и ментор GoCamp, фасилитатор в «English for Media Literacy», учитель в «English Access Microscholarship Program». Целью проектов, к которым приобщилась моя собеседница, является развитие в детях лидерских качеств и реализация социальных программ. Однако своей основной задачей мариупольчанка считает стимулирование и направление процесса самостоятельного поиска информации и совместной деятельности школьников.

— Во время карантина мы наладили работу в режиме онлайн, — рассказывает Людмила. — Во время онлайн-тренингов дети подготовили выступления и сами были в роли тренеров. Одно из таких интересных онлайн-занятий, проведенных для учеников Мариуполя и Запорожья, посвятили антибуллингу. Во время диалога ученики смогли не только отработать навыки владения английским языком, но и поделиться своими историями из жизни по этой тематике.

Людмила Тоцина вместе с детьми приобщились и к проектам «English for Media Literacy» и «Very Verified Course on Media Literacy», которые являются частью проекта «Изучай и различай: инфомедийная грамотность», внедряемого при поддержке Посольства США и Посольства Великобритании в Украине в партнерстве с МОН. Эти всеукраинские программы были реализованы для того, чтобы дети развивали в себе навыки медиаграмотности и научились различать: где правдивая информация, а где фейковая. «Дети — очень уязвимая аудитория, они зависимы от смартфонов и в основном не осознают, какое влияние на них оказывает информация из соцсетей», — отмечает педагог.

Свой успех Людмила объясняет просто: «Мою профессиональную энергетику подпитывает желание делиться с другими. Многие из учителей считают методики преподавания своей собственностью, держат их в секрете, — говорит она. — Я же, наоборот, уверена, что успешные педагоги должны делиться опытом с другими ради общей цели — реформы украинского образования».

В прошлом году Людмила Тоцина победила в программе обмена «Fulbright Teaching Excellence and Achievement» и на протяжении двух месяцев училась интересно и эффективно преподавать медиаграмотность в американском Kent State University.

— У каждого участника программы был свой наставник, ментор — учителя в школе, где мы проводили уроки, — рассказывает о пребывании в США. — Моим ментором была преподавательница предмета Social Issues — на этих уроках американские ученики изучают, что происходит в мире: новости, конфликты, где сейчас война и т. д. Каждое утро они начинают с обсуждения новостей, анализируют источники информации. Когда школьники понимают, что происходит вокруг, они по-другому видят себя в этом мире. Мы тоже имели возможность там преподавать. У меня сложилось впечатление, что американские ученики очень продвинуты в плане мировоззрения и знания последних событий в мире.

Людмила вернулась домой с желанием, чтобы и украинские школьники были более проинформированными. «В программу по английской языку можно очень легко и естественно вплести темы медиаграмотности, тем более что теперь я знаю, как интересно и доступно учить детей различать фейки, дезинформацию, манипуляции, — объясняет она. — И вот что мы сделали: в Мариуполе реализовали проект «IMPULSE», при грантовой поддержке от посольства США, для школьных учителей английского языка. Целью проекта было создание мотивации для молодых преподавателей, чтобы они оставались в профессии и сделали свои уроки более современными, интерактивными, интересными».

«Для этого в прошлом учебном году провели серию тренингов, — рассказывает Людмила. — Вместе с Аленой Танчик из Донецкого университета управления мы были основными тренерами и привлекали к этим тренингам своих коллег, среди которых были и тренеры British Counsil. Также приезжали поделиться опытом коллеги из Днепра, Харькова. Приобщились к работе и специалисты по преподаванию английского языка из американского посольства. Мы не могли их пригласить в Мариуполь, поскольку партнерам из США запрещено сюда приезжать из-за близости города к зоне боевых действий. Поэтому мы организовали 3 дня тренингов в Бердянске. К нам приезжали English Language Fellows». Учительница привлекла к мероприятию своих коллег, с которыми познакомилась в США. Они снимали короткие видео с лайфхаками «Как я это делаю» на темы, предложенные к обсуждению. «Так мы старались максимально объединить людей, чтобы поделиться опытом, — рассказывает она. — Чтобы в конце концов наши учителя убедились, что они не хуже коллег из других стран, а иногда даже лучше. Я в этом убедилась, практикуясь в Америке. Хотя украинские преподаватели часто очень скромны и не склонны рассказывать о собственных достижениях».

— Вы также уделяете много внимания экологическому воспитанию...

— Конечно, поднимаем разные темы, в частности и тему окружающей среды. Мариуполь — довольно загрязненный город, и мы обсуждаем это и на уроках, и вне школы. Я также являюсь тренером для преподавателей и ментором в одном из самых крупных волонтерских проектов GoCamp. Вместе с детьми проводим тренинги, посвященные бережному отношению к окружающему среде, —- «Убери за своим любимцем» и «Убери в своем дворе».

— Чего не хватает нашей школе для того, чтобы украинское образование было на уровне лучших мировых образцов?

— Надлежащей подготовки молодых учителей. Когда ко мне приходят студенты на практику и видят, какие формы работы я применяю, то признаются: «А нас такому не учат». В вузах дают преимущественно сухую теорию, но практические навыки они не отрабатывают. Не всегда студентам везет встретить преподавателя, который использует творческие подходы. Потому что никаких «бонусов» он за это не получает. Деньги вообще — болезненная тема. Почему не хотят идти работать учителем? Потому что знают: работы много, а зарплата маленькая. Таково общепринятое мнение, и его надо менять.

Недавно я прочитала, что собираются несколько сократить бюрократические формальности в образовании и облегчить наш учительский труд, отменить часть бумажной работы и перевести нас на электронные журналы. Это уже радует. Но надо менять и содержание образования. Например, в США у детей есть возможность сфокусироваться на тех предметах, которые им нравятся. В старшей школе ученики довольно мотивированы, большинство из них уже выбрали будущую профессию. Считаю, что это замечательный опыт, который стоит перенять и нам.

Престиж учительской профессии в нашей стране мы уже ощущаем благодаря премии Global Teacher Prize Ukraine. Самых успешных преподавателей узнают в разных уголках страны. Это очень радует. Но изменения должны быть также на законодательном уровне, чтобы дать возможность учителям почувствовать, что они действительно нужны и важны. Здесь имеют значение и финансовые вопросы. Надо мотивировать молодых людей, чтобы они хотели идти в профессию педагога.

Фото предоставлено Людмилой Тоциной.