Светлана Панаиотиди, Артур Переверзев, Владимир Кострицкий, Глеб Каневский.

Идея корпоратизации предприятий оборонно-промышленного комплекса не нова. Она закреплена в ряде законодательных документов и уже около пяти лет регулярно обсуждается на уровне власти и в экспертной среде. Существуют разные видения и концепции такого преобразования.

Наконец создан государственный орган, формирующий политику в сфере ОПК, — это Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности. Оно же отвечает за реформирование ГК «Укроборонпром».

В начале октября команда госконцерна представила вице-премьеру — министру по вопросам стратегических отраслей промышленности Олегу Урускому комплексную стратегию трансформации и развития концерна до 2030 года, которая предусматривает реорганизацию 60 предприятий, входящих в состав «Укроборонпрома», в семь отраслевых холдингов: авиаремонт, бронетехника, высокоточное вооружение, боеприпасы и специальная химия, радарные системы, морские системы, спецэкспорт. Документ описывает целевую модель новой оборонной холдинговой компании с функциями финансового и корпоративного центра по управлению отраслевыми объединениями.

Концепцию трансформации, согласно уставу компании, должен утвердить наблюдательный совет концерна, после чего ее передадут на рассмотрение и окончательное утверждение Кабинету Министров.

На днях, представляя и. о. главы государственного концерна Игоря Фоменко, вице-премьер-министр Олег Уруский заявил: «Все понимают, что «Укроборонпром» необходимо реформировать: часть предприятий, утративших связь с оборонной промышленностью, нужно передать на приватизацию в Фонд госимущества, остальные сформируют основу холдинговых компаний по направлениям: 6 из них войдут в состав будущего холдинга под рабочим названием «оборонные системы Украины», а 3 — в «Аэрокосмические системы».

Однако, как утверждает глава экспертной организации StateWatch Глеб Каневский, никакого документа, где бы закреплялась позиция новосозданного ведомства по направлению реформирования сектора ОПК, аналитики не нашли. А положение о самом Министерстве по вопросам стратегических отраслей промышленности вызывает много вопросов, поскольку оно предусматривает «жесткое управление государственными предприятиями», в том числе входящими в «Укроборонпром». Как отметил Каневский во время презентации итогов анализа внедрения корпоратизации ГК «Укроборонпром», в соответствии с положением министерство должно назначать директоров предприятий, членов надблюдательных советов, проводить финансовый аудит и т. п. А это противоречит цивилизованной практике, когда должны быть разведены функции менеджмента и формирования политики отрасли. Ведь министерство отвечает за государственный оборонный заказ и в этом смысле может произойти конфликт управления.

Одним из основных документов концепции реформирования «Укроборонпрома» является законопроект «Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности» (№ 3822). Об этом говорили в четверг в Киеве участники круглого стола «Анализ внедрения корпоратизации ГК «Укроборонпрома». Этот законопроект создан в сотрудничестве законодателей и членов правительства. В конце прошлого года при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки была создана рабочая группа, разработавшая комплекс решений для системы управления в корпоративном секторе. Соавтор законопроекта № 3822 Владимир Кострицкий объяснил, что цель документа — законодательно урегулировать подготовку предприятий ОПК к корпоратизации, превращение госконцерна в акционерное общество как управляющей компании корпоратизированных предприятий. В этом контексте «Укроборонпрому» необходим новый устав.

Эксперты настаивают на том, что реформирование сектора ОПК, в частности корпоратизация ГК «Укроборонпром», требует обновления законодательной базы и приведения нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере, к единому правовому знаменателю.