Формирование каждого человека, его морального стержня в основном начинается еще из детства. Ученые (в частности, тот же З. Фрейд) утверждают, что именно в детстве какое-то яркое позитивное или негативное впечатление, стрессовая ситуация, какое-то неординарное событие способны заложить определенные черты характера, поведения человека, определить его дальнейшие жизненные приоритеты и даже судьбу. В этом отношении Дмитрий Яворницкий не является исключением.

Родился будущий ученый 6 ноября 1855 года в селе Солнцевка (сейчас Харьковская область) в бедной семье псаломщика. Его отец — Иван Якимович, хотя и был человеком малограмотным, всячески старался дать сыну образование, сызмала приучал к чтению, читал много религиозных и светских книг. Маленький Митя всегда внимательно слушал, словно впитывая в себя все прочитанное. Но именно тем определяющим для дальнейшей судьбы Дмитрия стало чтение книги Н. Гоголя «Тарас Бульба». Он был шокирован и растроган до слез судьбой казака Тараса, всех героев произведения. Именно с тех пор и навсегда Дмитрий увлекся историей Запорожской Сечи и ее казаков, вообще народным творчеством. Ведь к отцовскому медленному, по складам, чтению добавлялось пение матери, которая знала немало народных песен.

Случайность привела паренька в харьковское уездное училище. Учился он хорошо, был очень способным, любознательным. Особые успехи имел в области словесности. Со временем по семейной традиции Дмитрий поступил в Харьковскую духовную семинарию. Однако через три года юноша бросил ее и поступил в Харьковский университет. Здесь на историко-филологическом факультете значительное влияние на формирование мировоззрения Яворницкого оказали лекции и вольнодумные идеи преподавателей А. Потебни и Н. Сумцова. И это во времена (70—80 годы ХІХ века) запрета украинского слова и преследований украинских деятелей культуры. Украинский филолог, творец лингвистической поэтики А. Потебня привлек способного студента в кружок по изучению истории, быта и обычаев народа. Между учителем и учеником надолго установились теплые отношения.

Уже в университете Дмитрий Яворницкий пишет немало статей, читает авторские лекции о казачестве, которые имели большой успех у слушателей. В 1881—1882 годах вышла его первая работа «Виникнення і будова Запорозького Коша».

Но любимая тема историка тогда была практически запрещена. Поэтому поначалу его просто предупредили, предложили выбрать другие темы. А когда Яворницкий отказался, то просто уволили с обвинением в политической неблагонадежности. Нечего и говорить, как это тяжело повлияло на ученого. Оставшись без средств к существованию и возможности заниматься любимым делом,

Яворницкий был вынужден переехать в Петербург. Именно там он знакомится с Ильей Репиным, который, как мог, поддерживал Дмитрия Ивановича. Их дружба была очень искренней и полезной для обоих. Они были единомышленниками, что в дружбе очень важно.

Именно по совету Яворницкого Репин начал работать над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художнику пригодились материалы историка. Тот был настоящим консультантом Репина по казацкой теме, предоставил немало вещей из своей коллекции, искал натурщиков и даже сам позировал в образе казака-писаря. Кстати, Яворницкий вдохновил на написание оперы «Тарас Бульба» и Н. Лысенко.

Казалось бы, в Петербурге все начиналось хорошо, талант Яворницкого-историка развивался особенно стремительно и ярко. Одна за одной выходили многочисленные статьи, семь монографий и т. п. Но со временем его пропагандирование истории казачества все же не могло не вызвать недовольства власти и очередного обвинения в неблагонадежности. За ученым начали следить, учинили обыск, а потом тоже уволили. Так что снова Яворницкий был вынужден переезжать. На этот раз в Среднюю Азию и, в частности, в Самарканд. Здесь, подальше от центральной власти, ему было свободнее и дальше изучать любимое казачество. Следует сказать, что по своим историческим взглядам Д. Яворницкий относился к направлению романтического народничества с присущей для него романтизацией прошлого. Некоторые историки, возможно, в определенной мере справедливо упрекали его за это. Да и сам ученый умел выявлять свои ошибки и недостатки.

Кроме работы над упорядочением материалов на казацкую тематику, в Самарканде Яворницкий занимался и исследованиями местных старобытностей, а со временем стал одним из инициаторов создания в городе краеведческого музея.

Однако переезды на этом не закончились. Дальше были Варшава и Москва. В Москве судьба свела его со многими талантливыми людьми, которые глубоко уважали ученого за титанический труд, верность избранной теме, активную общественную деятельность. Уже тогда его начали называть «батьком запорозьких козаків» и «козацьким батьком».

Вообще Дмитрий Иванович словно магнитом притягивал к себе незаурядных людей. У него были широкие творческие и дружеские отношения. Среди известных личностей, с которыми пришлось общаться Яворницкому, были деятели науки и культуры.

Большинство его современников считали Дмитрия Ивановича «стражем» родной истории. В частности, В. Ключевский, Н. Костомаров, А. Крымский, М. Грушевский. А еще — Леся Украинка, П. Мир-ный, Л. Толстой, М. Кропивницкий, М. Заньковецкая, В. Леонтович и многие другие, всех не пересчитать. Так же, как в таком коротком материале напрасны старания перечислять все работы ученого из разных областей знаний. Ведь Д. Яворницкий был человеком чрезвычайно широких и разносторонних интересов. Он оставил заметный след как этнограф, археолог, фольклорист, лексикограф. Его перу принадлежит немало научных статей, публикаций из этих областей. Можно сказать, что образ Яворницкого состоит из большого количества ярких граней, которые вместе сформировали настоящий бриллиант.

Но среди многочисленных научных исследований и работ, бесспорно, бесценной жемчужиной является его трехтомный труд «Історія українських козаків». Благодаря ему мир имеет возможность увидеть комплексное исследование по истории запорожского казачества. В нем освещены политическое, экономическое, социальное, культурное и духовное на-следие казачества, быт казаков, торговля, отношения с внешним миром. Особенно хотелось бы подчеркнуть, что Д. Яворницкий не принадлежал к так называемым «кабинетным» историкам. Начиная с 1882 года и в течение 50 лет он путешествовал по землям бывших запорожских вольностей, проводил раскопки, записывал песни, предания, знакомился с местными старожилами — потомками запорожцев, даже переплывал Днепровские пороги на дубах. Не раз он ломал руки и ноги на порогах, едва не погиб во время раскопок кургана — и все это ради того, чтобы ощутить и постичь героический дух истории, донести ее до читателя. В исследованиях Яворницкому часто помогал еще один такой же увлеченный стариной историк, археолог и фольклорист Яков Новицкий. Дружба этих единомышленников способствовала совместной работе в исследовании Запорожья. Кроме того, Дмитрий Яворницкий внимательно изучал работы своих предшественников — Миллера, Маркевича, Кулиша, Максимовича, Костомарова. Исследовал архивные документы, древние хроники и летописи. Казалось, где брал человек столько физических и моральных сил? А ответ, наверное, прост: силу давало любимое дело, которое увлекало, будоражило, от которого не ощущаешь усталости. И здесь опять-таки вспомним детство ученого, когда, по выражению самого паренька, чтение «Тараса Бульбы» «кинуло» в его «серце ціле полум’я страсті» к героям книги, ко всему, что было связано с Запорожской Сечью.

Именно это «полум’я страсті» и давало ученому силу для работы, для преодоления трудностей и унижений.

В течение всей жизни, куда бы ни забрасывала судьба Яворницкого, он всегда мечтал вернуться в Украину.

В 1902 году эта мечта все же осуществилась. Его пригласили в Екатеринослав на должность директора историко-краеведческого музея имени А. Поля. Этот период жизни Дмитрия Яворницкого стал особенно плодотворным и мощным. Его деятельность имела огромное влияние не только на развитие исторической науки города, но и всей культуры. А созданный им музей старобытностей стал настоящим культурным центром в Екатеринославе. К этому периоду жизни и творчества ученого относится и инициированная им топонимическая реформа. В 1906 году было предложено заменить названия улиц города, дав им имена украинских культурных деятелей и казацких руководителей. Частично это предложение Яворницкого было воплощено в жизнь. Так в течение 1906—1912 годов в городе появились улицы с именами Т. Шевченко, Б. Хмельницкого, И. Сирко, А. Поля, Леси Украинки, Куренная, Кошевая и т. п.

По многим вопросам развития города и области Яворницкий занимал стойкую гражданскую позицию. Это и участие в создании местного общества «Просвіта», постоянное общение с «просвитянами» других городов, чтение лекций. С его именем связывают создание в 1918 году первого в Екатеринославе университета.

Важной вехой в творчестве Дмитрия Яворницкого стало издание в 1920 году первого тома его «Словника української мови», работе над которым он посвятил почти 40 лет. В это время историк выступал еще и как поэт и прозаик. Известен его сборник стихотворений «Вечірні зорі» и роман «За чужий гріх».

В 1927—1932 годах увидели свет такие знаковые работы ученого, как альбом фотографий с очерком «Дніпрові пороги», сборник документов «До історії степової України». Авторитет Яворницкого распространялся по всей стране. Власть не могла не признавать его научные достижения. В 1924 году ученый был избран членом-корреспондентом УАН, а в 1929-м он стал ее действительным членом. Между тем для власти Яворницкий все равно оставался «чужим», «ненадежным», «опасным элементом», поэтому постоянно находился на учете в ГПУ.

1933 год все-таки не обошел и Дмитрия Ивановича. По доносу «коллеги» ученого грубо выбросили из музея. Его несколько раз обвиняли в «буржуазном национализме», проводили у него унизительные обыски. И хотя его самого, к счастью, не арестовывали (возможно, из-за научного авторитета, возраста или чьего-то высокого заступничества), морально это очень опустошало и истощало и без того больного ученого. Однако, несмотря ни на что, он упорно продолжал научную работу. Именно в тот, завершающий, период его долгой непростой жизни Яворницким был написан ряд интересных воспоминаний о выдающихся личностях, с которыми был знаком, дружил: о Н. Костомарове, И. Репине, Л. Толстом и других.

Не стало украинского «козацького батька» 5 августа 1940 года в городе Днепропетровске (сейчас Днепр). В том же году его имя было присвоено Днепропетровскому историческому музею. А уже во времена «оттепели» в 1964 году открыта мемориальная комната-музей и установлена мемориальная доска. В 1995 году в городе возле исторического музея торжественно открыли памятник выдающемуся деятелю, сооруженный на народные средства.

К сожалению, мы с вами разминулись во времени и пространстве с таким, без преувеличения, неординарным Человеком, личностью, патриотом, который нынче, безусловно, приложил бы все свои силы, знания, энергию и опыт для развития нашего государства. Ведь Дмитрий Иванович Яворницкий был поразительно трудоспособен. Он работал до последнего дыхания, строго придерживаясь своего жизненного кредо: «Працюй, працюй, не вдивляючись уперед і не озираючись назад; працюй, не чекаючи нізвідки і ні від кого ні нагороди, ні подяки; працюй, поки служать тобі руки і поки б’ється живе серце у твоїх грудях; працюй на користь свого народу і на користь своєї Батьківщини».