На снимке: десять таких трамваев VinWay виннитчане изготовили своими силами.

Именно 28 октября 1913 года в 6 часов 40 минут в рейс вышел первый в городе над южным Бугом рельсовый вагон. Об этом «Голосу Украины» рассказал директор музея «Винницкий трамвай» Олег Матюхов. По единственной на то время линии между женской гимназией и железнодорожным вокзалом начали курсировать семь вагонов MAN. Их приобрели в Германии на заводе в Нюрнберге. В каждом было 18 сидячих и 14 стоячих мест.

Летом следующего года завершили строительство второй трамвайной линии от Вознесенской церкви до военного городка на улице Замостянской. Приобрели еще четыре вагона уже на большее количество пассажиров: 24 сидячих и 16 стоячих мест. Регулярные перевозки на новой линии начали в сентябре 1914-го.

Сейчас в городе насчитывается 150 пассажирских вагонов. Подавляющее большинство из них — швейцарского производства. Винница получила их из Цюриха в рамках программы сотрудничества между правительствами Украины и Швейцарии.

В 2015 году на линию вышел первый трамвай винницкого производства. Его назвали VinWay. С тех пор в цехах коммунального предприятия «Винницкая транспортная компания» изготовили 10 собственных вагонов.

К 100-летию со времени появления в городе такого транспорта создали музей «Винницкий трамвай». Он находится на территории трамвайного депо. Есть здесь также экскурсионные ретро-вагоны. В одном из них — швейцарском «Карп-фене» — накануне нынешней годовщины оборудовали экспозицию об эволюции цюрихских вагонов, рассказал экскурсовод музея Валерий Старжинский. По его словам, этот вагон еще называют «слепая корова», потому что прицепной. Сейчас его почти не эксплуатируют, разве что на заказ с экскурсионной целью.

«Такие вагоны в Цюрихе не сохранились, — говорит Валерий. — Некоторые швейцарцы приезжают в Винницу только для того, чтобы увидеть этот уже уникальный вагон. Экспозиция в их вагоне станет символом благодарности за помощь Виннице в обновлении трамвайного парка».

Фото автора.