Согласно амбициозному плану здесь намерены отремонтировать 370 км дорог государственного значения. Для сравнения: за последние 10 лет здесь восстановили 130 км.

Закарпатье становится для «Укравтодора» стратегическим регионом. Службу автомобильных дорог области усилил советник главы «Укравтодора» Евгений Петрощук (на снимке) — на должности первого заместителя начальника САД. 30-летний киевлянин не скрывает, что абсолютно не знаком с регионом, но это его не пугает.

«Есть первоочередные задачи, которые передо мной поставило руководство. Прежде всего — завершить ремонт дороги Н-13 Львов — Самбор — Ужгород. Главное — проконтролировать, чтобы все доработали и вложились в сроки. Это будет полностью обновленное сообщение, по всей протяженности автодороги. Время преодоления 270 км сократится почти вдвое — до 2,5 часа», — подчеркивает Евгений Петрощук.

В это время в основном определяются ключевые объекты на следующий год. А у Закарпатья своя специфика: эта область граничит с четырьмя странами. Поэтому главное внимание приковано к контрольно-пропускным пунктам.

Евгений Петрощук акцентирует внимание еще на одном важном моменте — строительстве новой дороги: от М-06 Киев — Чоп до границы со Словакией. Также в амбициозных планах — соединить транспортным коридором Словакию и Венгрию. А дальше уже вклиниться в ремонт региональных дорог, что тоже очень важно.

«Есть планы, касающиеся придорожной инфраструктуры. Поскольку Закарпатье — курортный регион, где множество туристических объектов, например озеро Синевир, то было бы правильно создать комплексы по типу Плитвицких озер в Хорватии. Там обустроили природный комплекс, рядом с ним — большую зону для парковки, где водители оставляют машины, а дальше их уже забирают электрокары. Будем контактировать с руководством области и искать возможности создавать подобные станции у нас», — отмечает Евгений Петрощук.

Еще один пункт работы — комплексы для габаритно-весового контроля WiM. Их на Закарпатье планируют обустроить как минимум пять. Анализируют, где крайне необходимы. Главная проблема и угроза для дорог — перегруженные фуры с лесом. Поэтому в Службе автодорог проследят их основные маршруты, и если потребуется, установят еще больше WiM. Кроме того, это поможет предотвращать нелегальный экспорт древесины, поскольку площадки взвешивания в движении способны распознавать номерные знаки и тип груза. Потенциально можно отработать функцию контроля перевозчиков леса. Все данные о нелегалах будут автоматически фиксироваться единой ІТ-системой. Кстати, в соседней Венгрии работает крупнейшая сеть WiM в Европе — 89, мы изучаем их опыт тоже.

«В области введем внешний технадзор от международных компаний. «Укравтодор» в течение года привлек многих из них, среди которых австрийцы «iC consulenten», есть представители турецких компаний «Дульсан» и «ЮИ инжиниринг». Всего в этом году «Укравтодор» заключил более 100 контрактов на 200 млн грн с частными инжиниринговыми компаниями. В приоритете тот, кто выиграл тендер. Но очень хотелось бы ввести крупную международную компанию, на один большой объект, если нам его, конечно, подтвердят. У нас есть большой объект, который мы хотим запустить, — это строительство международной дороги М-24 Великая Добронь — Мукачево — Берегово — КПП «Лужанка» проектной стоимостью почти 5 миллиардов гривен, и это для Закарпатской области колоссальное строительство. Его все боятся запускать, а я считаю, что бояться не надо», — говорит Евгений Петрощук.
Еще один план на следующий год — это дорога М-06 Киев — Чоп. Здесь нужно внимательно проконтролировать качество проектной документации, поскольку планируется расширение этой автодороги.

«Личный вызов для меня — посмотреть, как служба работает, что и как можно усилить, ведь опыта работы в госсекторе у меня не было. В 2010—2014 годах работал в Киевской горгосадминистрации над реализацией развития стратегии города до 2025 года. В 2014-м был благотворительный фонд, мы возили гуманитарную помощь — операционные столы, медикаменты на фронт. Дальше был коммерческим директором международной фирмы по добыче руды в Конго, после — советником в Киевской городской администрации», — говорит собеседник.

Акцентирует внимание Евгений Петрощук и на главных проблемах дорожной отрасли Закарпатья. Это, в частности, автодорога Н-09 Мукачево — Львов, ремонт которой по амбициозному плану должны были закончить до конца года. Задержка не критическая: рассчитывают, что благодаря климату региона успеют. Важно сделать качественные дороги, чтобы наши соотечественники выбирали Ужгород и Львов для отдыха вместо, например, Вены. Ведь дороги априори выполняют две главные функции: по ним возят товары — это экономический фактор, по ним ездят люди — это комфорт.

«Хотим завершить ремонт трассы Н-13 Львов — Самбор — Ужгород, но там несколько критических участков. Восстанавливаем почти 32 км дороги Р-21 Долина — Хуст, на границе с Ивано-Франковщиной. Есть еще КПП «Дяково», где уже документация разработана, но проект еще не стартовал. В планах — запуск дороги Иршава — Виноградов. И очень желательно запустить обход Мукачево, который существенно уменьшит транспортную нагрузку города. Есть венгерские кредиты, которые давно на слуху, но фактически работы не стартовали. Поэтому необходимо проверить, на каком этапе это сотрудничество. Есть стратегические объекты, на которые можем задействовать международные средства, например ЕИБ и ЕБРР. Большая часть маленьких дорог на Закарпатье — на балансе областной власти. Наша служба знает и понимает, как их необходимо обновить, но есть риски и страхи. Надо брать и делать», — говорит Евгений Петрощук.

Не избегает собеседник и других вопросов. Например, о конфликте интересов — СМИ опубликовали информацию об одном проектном институте, который ранее принадлежал Евгению Петрощуку, а теперь работает на подрядах «Укравтодора».

«Советник главы «Укравтодора» не государственный служащий, и опыт работы в бизнесе, наоборот, является преимуществом. У меня была проектная организация — одна из крупнейших в стране, она появилась намного раньше, чем я мог себе представить, что буду помогать «Укравтодору». Когда поступило предложение стать советником, искал, кому можно ее продать. В прошлом году в ноябре мы заключили контракт с чешской компанией, провели аудит, проверили все контракты. Сейчас процесс продажи завершен — остались финансовые расчеты», — отмечает Евгений Петрощук.

Аналитика показывает, что упомянутая компания стала активным участником тендеров «Укравтодора». Не связано ли это это с личностью Петрощука?

«Благодаря «Большому строительству» дорожный рынок и проектирование в частности — на пике. Откровенно: мы перегрузили рынок работой, и справляются они со скрипом. Рынок проектирования — это один-два миллиарда гривен. Я видел в постах в Фейсбуке, что институт получил 50 млн грн, это вводит его в первую десятку партнеров, и я рад за компанию, в которой еще в прошлом году работало около 80 специалистов. Но ко мне это уже не имеет никакого отношения», — опровергает информацию Евгений Петрощук.

Фото предоставлено автором.