На снимках:  бункеровка суден в открытом  море.

Такая привычная для морских портов мира операция для Украины выглядит несбыточной мечтой.

Приведу несколько цифр, характеризующих общие объемы рынка бункеровки. Расходы на бункер составляют до 70% от общих операционных расходов судов. Мировой морской флот, а это на начало 2018 года, по данным экспертов, более 94 тыс. судов различного типа, потребляет порядка 250 млн тонн нефтепродуктов. Сегодня на шесть стран приходится почти 60% мировых бункерных продаж: Сингапур, Китай, США, ОАЭ, Нидерланды и Южная Корея. В мире насчитывается порядка 400 крупных бункеровочных портов. Украины в этом списке государств, естественно, нет. Почему же не работает такой прибыльный морской сервис как бункеровка в украинских портах?

Сегодня судовое топливо в украинских портах закупается. Без него судно, как известно, не двинется с места стоянки. Но это топливо закупается украинскими компаниями для работающих в портах служебно-вспомогательных судов. Прежде всего, госпредприятиями — морскими торговыми портами, которым, так сказать, некуда податься от государственного контроля — они обязаны для этих закупок проводить процедуры конкурсов.

Среди этих госпредприятий и Администрация морских портов Украины. На 2020 год АМПУ запланировала для своего флота закупку около семи тыс. тонн бункера.

А всего оставшийся уровень бункеровки в украинских портах не превышает 40—50 тыс. тонн. Причем речь идет в основном исключительно о дизельном топливе. А вот флотского мазута, который чаще всего используют транспортные суда, в портах и вовсе не найти. Мазуты в экспортной бункеровочной статистике Украины за последние годы отсутствуют вообще.

Напомним, что 15 лет назад в Украине на суда поставлялось до 500 тыс. тонн бункера.

Для сравнения напомню, что грузооборот украинских морских портов и терминалов в 2005 году был на уровне 138,9 млн тонн.

Почему прекратили бункеровку в портах?

Специалисты-портовики на этот вопрос отвечают аргументированно и просто — фискальная политика страны просто обрезала крылья сервису под названием бункеровка.

Посудите сами — цена топлива в украинских портах из-за акциза на топливо и НДС оказалась на сегодняшний день намного выше, чем в других портах Черноморского бассейна или на сером рынке за пределами 12-мильной зоны.

Механизм исполнения бункеровки прост — судовое топливо необходимо доставить в морской порт, то есть, завезти из-за границы. Для этого важна таможенная процедура. Она де-юре существует и вполне вписывается в режим транзита через таможенный склад по схеме консигнации. Как во всем мире. Но де-факто украинская таможня при перемещении топлива через таможенный склад настаивает на оформлении этого товара сначала в режиме «импорт» с уплатой всех причитающихся платежей, а уже погрузку бункера предлагает производить по экспортной ГТД. Иными словами, сначала «растаможить», а потом экспортировать на общих основаниях.

Например, для мазута IFO 380 акцизный сбор составляет 213,5 евро за тонну плюс НДС 20%. Совершенно неподъемная налоговая нагрузка по сравнению с ценой этого же мазута в режиме «транзита» или с ценами за 12-мильной зоной или в Стамбуле. Такую цену судовладельцы платить не хотят и не платят. И эта ситуация продолжается уже много лет.

Собственно, рынок мог существовать только тогда, когда топливо для бункерных операций завозилось в Украину в таможенном режиме транзита. Многие годы вокруг этого режима, который очень не нравился фискальным и правоохранительным органам, шла борьба. И где-то с 2014 года для завозимого бункера перестали предоставлять режим транзита со всеми вытекающими из этого налоговыми последствиями.

Топливо для заходящих иностранных судов не используется на территории Украины, не принадлежит резиденту Украины и не должно поэтому облагаться внутренними налогами. Какая тут логика в использовании по сути запретительного порядка?!

Итак, действующее в Украине законодательство, инструкции и распоряжения и другие подзаконные акты сделали невыгодной бункеровку в морских портах. А затем из-за отсутствия спроса демонтировалась и бункеровочная инфраструктура.

И сегодня даже при большом желании, за редким исключением, иностранные суда топливо получить не могут. Физически. Просто негде и не у кого.

Сегодня в заправке судов можно выделить две тенденции. Первая — заправка в пределах внутрипортовой акватории и на внешнем рейде, но в пределах территориальных вод страны. Второй вариант бункеровки — поставка топлива за пределами территориальных вод страны, т. е. за 12-мильной зоной. Именно фискальная политика Украины превратила второй вариант бункеровки иностранных судов в качестве основного.

Предполагается, что там (за пределами территориальных вод Украины) в настоящее время бункеруется от 400 тыс. тонн до 500 тыс. тонн. Цены предлагаются вполне конкурентные по сравнению со Стамбулом или портом Констанца (Румыния).

И весьма конкретные вопросы возникают к тем мелким украинским судовладельцам, которые покупают топливо за 12-мильной зоной, а затем, войдя в украинские территориальные воды, сливают его на другие суда, минуя таможенный контроль.

Но встречаются и суда не слишком надежные по своему техническому состоянию, что может подтвердить история с ныне известным танкером Delfi, потерпевшим в прошлом году крушение и целый год пролежавшим на боку на одесском пляже.

Составляющая имиджа страны

Однозначно — выгоды Украины от решения проблемы с бункеровками очевидны. Это улучшение имиджа страны, что обеспечит выполнение требований конвенции о предотвращении загрязнений с судов. Это дополнительные поступления от портовых сборов ГП «АМПУ». Это дополнительные поступления в бюджет от налога на прибыль бункеровочных компаний, поступления от таможенных платежей при работе бункеровочного флота. Это создание дополнительных рабочих мест и рост поступлений в местные бюджеты за счет налогов от физических лиц, которые будут работать на бункеровщиках. Наконец, это улучшение экологической обстановки за счет безопасного проведения бункеровок не где-то далеко в море, а у причалов в порту.

К сожалению, у Государственной фискальной службы Украины и таможни другое видение ситуации. Там считают, что поставки топлива на иностранные суда могут производиться только после обретения топливом статуса украинского товара со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

Сложившаяся ситуация с бункеровкой в украинских портах не просто является ненормальной, это, по большому счету, экономическое преступление против страны. Как наша страна выглядит в глазах цивилизованного мира, куда мы стремимся, если там знают, что в украинских портах суда получить топливо не могут?

Фото з сайту «Порты Украины».