Работа Василия Свиды «Свадьба».

Недаром несколько старинных храмов занесены в список мировой художественной сокровищницы ЮНЕСКО. Все это сделано руками здешних мастеров, а материалом послужили пихты, дубы и липы из окружающих лесов. Умение работать с деревом переняли современные резчики и архитекторы.

Но если известная далеко за пределами Украины Закарпатская школа живописи давно стала предметом научных исследований, то резьба оставалась без внимания исследователей.

Между тем деревянная пластика края представлена произведениями не только прикладного искусства, но и монументально-декоративной и ландшафтной пластикой, жанровой скульптурой, портретом. Произведения закарпатских резчиков — в коллекциях многих музеев, мастеров приглашают на престижные пленэры и творческие симпозиумы в Венгрию, Словакию, Румынию, они завоевывают почетные призы в Германии и даже Бразилии и Японии.

И вот наконец в Ужгородском издательстве «TIMPANI» вышла монография «Дерев’яна пластика Закарпаття». Ее авторы — профессиональные художники-резчики Петр и Михаил Ходаничи — отец и сын. Петр Михайлович — ученик Шевченковского лауреата в области резьбы Василия Свиды, член Национального союза мастеров народного искусства Украины, кандидат педагогических наук, доцент; а Михаил — член Национального союза художников Украины, выпускник Львовской академии искусств, а ныне — преподаватель Закарпатской академии искусств. Базовое творческое образование авторы получили в Ужгородском училище прикладного искусства (ныне — колледж искусств им. Адальберта Эрдели).

Тема краевой резьбы уже давно в поле зрения научно-исследовательской работы художников, они авторы многочисленных статей об общих тенденциях развития деревянной пластики и творчестве выдающихся художников и менее известных народных мастеров резца. Именно эти материалы легли в основу монографии.

В книге рассматривается процесс становления и развития деревянной пластики на Закарпатье ХХ — начала XXI вв. в контексте исторического и социокультурного процессов, влиявших на формирование художественной жизни в крае. Издание содержит свыше 250 иллюстраций, что делает текст более «узнаваемым», доступным. Так, читатель узнает, что один из символов Закарпатья и весомое произведение всей украинской резьбы — памятный знак «Синь и Вир» на Синевирском озере — создали Иван Бровди и Михаил Санич, а знаменитую решетку в фойе областного муздрамтеатра — Владимир Щур.

Рассматривая тему деревянной пластики в поликультурном и историческом пространствах Закарпатья, авторы обращаются к опыту утилитарной резьбы как весомой составляющей народной бытовой культуры — изготовление деревянной посуды, сельскохозяйственного инвентаря, элементов архитектуры, а также богатых пластической резьбой шкафов, сундуков, столов в замках и такие же изделия, украшенные сухой резьбой в крестьянском доме.

Закарпатье — земля украинцев, но здесь испокон веков живут еще и венгры, румыны, немцы, евреи, словаки. Авторы обращают внимание на эту поликультурность родного края, которая ощущается в стилевых признаках прежде всего произведений сакрального искусства, например: пластическая и фигуральная резьба в христианских храмах, оригинальная символическая мебель в синагогах, символизм в похоронных знаках реформатов и т. п. Закарпатские резчики любят в станковой пластике отображать обычаи, обряды разных этнических групп, одевают своих персонажей в национальную одежду. Вместе с тем деревянные предметы домашнего обихода мало различаются, поскольку и украинцы, и венгры, и немцы месили хлеб в одинаковых корытах и укачивали деток в одинаковых колыбелях.

Авторы находят перекликание тенденций обращения к теме народной жизни в закарпатской живописи и в деревянной пластике. Так, на полотнах Иосифа Бокшая возникают образы полонинских пастухов, влюбленных, садоводов. Со временем к этой теме обращаются их ученики — в частности резчик Василий Свида, Иван Бровди, более известный как автор памятника Кириллу и Мефодию в его родном городе Мукачево. Копия этого монумента украшает территорию Киево-Печерской лавры. Портрет в закарпатской деревянной пластике представлен именами Михаила Поповича, Константина Лозового, Петра Ходанича, Ивана Исака. Особое место он занял в творчестве Михаила Михайлюка, известного как автор памятников Тарасу Шевченко и президенту Карпатской Украины Августину Волошину в Ужгороде.

Весомая страница краевой резьбы — произведения монументально-декоративной пластики в виде тематических рельефов, декоративных решеток, ландшафтной пластики, без них сложно представить закарпатские санатории, турбазы, кафе. Отдельный раздел монографии — статьи о выдающихся резчиках Иване Гарапке, Владимире Щуре, Василии Олашине, Марии и Михаиле Иванчах, Василии Сочко, Василии Сопильняке, Петре Матле, Юрии Павловиче, Василии Шипе и т. п. Авторы подали краткие творческие биографии почти ста известных резчиков края.

«Государства с высоким культурным опытом, — отмечают авторы, — делают все, чтобы усилить роль исторической памяти, хотят сохранить культурную самобытность... пропагандируют национальные культурные достижения в мире... Для Украины проблема возрождения и развития национальной культуры становится особо важной». Наверное, именно эти слова и являются тем, что определило не только цель написания книги, но и тот долг, которым должно прониматься сердце каждого украинского художника и государственного служащего.

Книга вышла за средства специальной программы Закарпатской ОГА, которая предусматривает поддержку изданий закарпатских авторов. Программа действует уже свыше двадцати лет, и благодаря ей напечатали более двухсот книг прозы, поэзии, научно-популярной литературы.

Ужгород.

Фоторепродукции автора.