На снимке: Геннадий Вацак озвучил запрос избирателей о ситуации со строительством моста через Днестр с трибуны парламента 6 ноября 2020 года.

Наше государство вместе с Молдовой планирует построить еще один мост через Днестр. Переправа должна соединить два берега в районе украинского города Ямполь, что на Виннитчине, и молдовского села Косоуцы. Объект включен в Национальную транспортной стратегию государства до 2030 года.

Как решается вопрос?

— Ко мне обратились избиратели Ямпольского района, чтобы помог узнать, что с мостовым переходом, — говорит Геннадий Вацак. — Люди хотят знать: будут его сооружать или нет. Дело в том, что им уже обещали это много раз. Пока дальше слов дело не продвинулось.

Ямпольчане коллекционируют обещания чиновников

С такой «коллекцией» ознакомили народного депутата.

Напомнили, в частности, слова бывшего вице-премьера Владимира Кистиона. Он земляк ямпольчан. Поэтому на него возлагали большую надежду в строительстве мостовой пере-
правы. Мог человек отметиться хорошим делом.

К сожалению, не тут-то было.

На должности вице-премьера Кистион неоднократно повторял, что между Украиной и Молдовой есть договоренность о сооружении моста в Ямполе. По его словам, объект включен в Национальную транспортную стратегию-2030. А это означает, что строительство на контроле правительства. Самое главное, объекты из Национальной стратегии обеспечиваются государственным финансированием.

Говорил чиновник правильные слова, обнадеживающие, но одними лишь словами дело с места не сдвинуть.

Оставил на память обещания еще один чиновник. Правда, тоже бывший.

— Важно, что разговор о строительстве моста в Ямполе перешел в практическую плоскость, — это слова Валерия Коровия, который до недавнего времени руководил Винницкой облгосадминистрацией.

Вспоминают в Ямполе также слова Сергея Татусяка, руководителя Еврорегиона «Днестр». В свое время он обнародовал информацию о том, что одна из европейских структур выделила средства на проектирование мостового перехода в рамках трансграничного сотрудничества.

Вместо этого районные власти уже выделили примерно 200 тысяч на подготовку первого документа. Избиратели просят депутата помочь установить, где те деньги.

Восстановите паромную переправу!

Разговоры о строительстве моста продолжаются не один год. Между тем объект и дальше остается воображаемым. Там, где должна была бы быть переправа, берега соединяет старенький маленький паром. При-
близительно десять небольших легковых автомобилей можно разместить на нем. Под давлением воды нехитрое устройство курсирует между берегами. Чтобы течение не отнесло, между берегами натянут металлический трос. Принадлежит паром молдовской структуре. Но на нем есть флаги двух наших государств. Паромщики этим удостоверяют давнюю дружбу между украинцами и молдованами.

Правда, с введением весной карантина движение между берегами прекратилось. В августе, когда в Карпатах прошли ливни, поднялся уровень воды в Днестре.

Сильное течение оторвало паром, пришвартованный к берегу. Произошло это 16 августа нынешнего года. По словам собственника переправы Валерия Маценко, плавсредство понесло по течению, как щепку. В одном месте металлическая конструкция ударилась о камни и ее выбросило на берег.

По словам господина Маценко, проще было бы паром отправить на металлолом, чем ремонтировать. Но тогда переправа в районе Ямполя вообще замерла бы. Предприниматель отремонтировал конструкцию. Проверил в работе. Говорит, паром может снова действовать. Впрочем, пока на это нет разрешения. Карантин!

Избиратели попросили депутата поспособствовать в восстановлении работы переправы. Говорят, в Могилев-Подольском через мост ходит транспорт на Молдову, а в 50 километрах оттуда, то есть в Ямполе, переправу между берегами прекратили.

Недавно одной ямпольской семье очень надо было переправиться на правый молдовский берег. Люди добирались на похороны. Пришлось преодолевать лишних 50 километров до Могилева-Подольского.

Депутат сообщил о проблеме в своем письменном обращении. Озвучил ее с трибуны парламента во время выступления.

Это будет только переход?..

Геннадий Вацак уже во второй раз обращается к чиновникам по вопросу строительства моста в Ямполе. В первом ответе ему сообщили, что в августе 2019-го правительством утвержден состав делегации для участия в переговорах с молдовской стороной. Переговоры должны были бы завершиться подписанием соглашения между правительствами двух стран о сооружении переправы. Кстати, в документе объект имеет такое на-звание: пограничный мостовой переход.

Ямпольчане не понимают: это будет только переход или настоящий мост?

Украинская сторона подготовила проект соглашения. Наше министерство иностранных дел (МИД) сообщило, что вопрос о переправе в Ямполе обсуждали министры наших государств во время их встречи в начале августа.

Кроме того, проект соглашения украинская сторона передала через дипломатические каналы в Кишинев. Молдоване ничего не ответили. В МИД объяснили депутату, что вопрос реализации соглашения о строительстве пограничного мостового перехода возможен лишь после получения ответа молдовской стороны.

Помощница народного депутата Геннадия Вацака Татьяна Фоменко прислала копию ответа на недавний запрос. Он совсем короткий. Подписал Премьер-министр Украины Дмитрий Шмыгаль. Он сообщил, что поднятую депутатом проблему должны проработать в Мининфраструктуры, МИД, Минфине, МВД и «Укравтодоре». «О результатах вас проинформируют», — читаем в ответе.

Винницкая область.

Информация к Размышлениям

Архивные документы свидетельствуют, что первая попытка строительства моста между Ямполем и Косоуцами была осуществлена еще в 1903 году. Но дальше проекта дело не пошло.

Во второй раз к вопросу вернулись в 1940-м. Тогда началось строительство перехода Ямполь—Гырбова, однако Вторая мировая война изменила планы мостостроителей.

В 2010 году Харьковский научно-исследовательский институт разработал проектное предложение, согласно которому стоимость моста вместе с подъездными путями должна составлять 190 миллионов гривен.

(Факты из презентации проекта строительства моста в Верховной Раде председателем Винницкого облсовета Анатолием Олейником в 2018 году).

Кстати

Если бы путь от Балтии до Балкан пролегал через Киев и Кишинев с пересечением через Днестр в Ямполе, он стал бы короче на 500 километров.

(Из сообщения председателя Винницкого облсовета Анатолия Олейника на презентации проекта в Верховной Раде, 2018 год).

Фото со страницы Геннадия Вацака в Фейсбуке.