Между тем жизненная и творческая биография писательницы стоит внимания и уважения. Поэтому хотелось бы (хотя бы в тезах) вспомнить эту мужественную женщину, особенно в дни 130-летия со дня ее рождения.

Родилась Зинаида Павловна 28 ноября 1890 года в Киеве в семье известного юриста и русского литератора. Мать блестяще владела французским языком, занималась переводами. Детство Зины прошло в городке Брацлав тогда Подольской губернии и в городе Таганроге, куда отца направили на службу. В 1904-м семья вернулась в Киев. Девочка часто болела, поэтому училась сначала дома, потом в Киевской женской гимназии, а со временем на историко-филологическом факультете Высших женских курсов. Она имела большие способности к научно-исследовательской работе, защитила диссертацию, была оставлена при Киевском университете для подготовки к профессуре. Казалось, судьба улыбается молодой умной девушке. В семье частыми гостями были А. Куприн и И. Бунин. Именно под влиянием чувств к Ивану Бунину, который был старше ее на 20 лет, Зинаида написала свои первые лирические стихи. Эта сумасшедшая безответная любовь принесла девушке первые большие страдания. В 1914 году она знакомится с Максимом Горьким, который не раз помогал ей в литературной работе.

А дальше — 1917-й, бурные 20-е годы, постоянная тревога за собственное социальное происхождение, тяжкий труд. Кстати, о происхождении. Семья Тулуб относилась к старинному казацкому роду, дед Зинаиды Александр Тулуб преподавал в Киевской гимназии, был членом Кирилло-Мефодиевского братства. Зинаида этим очень гордилась. Так что определенные украинские симпатии в семье были, однако воспитывалась девочка на образцах русской литературы, семья была русскоязычной. Но Украинская национально-освободительная революция 1917—1922 годов (может, проявились гены) оказала на романтичную девушку, на ее человеческую и творческую судьбу решающее влияние. Она постепенно начинает ощущать себя сознательной украинкой, своими силами овладевает украинским языком. Нужно сказать, что после революции многие обрусевшие интеллектуалы, художники начинают работать на украинскую культуру. Но, учитывая происхождение семьи Тулуб, для Зинаиды это было скорее не обращение, а возвращение к собственным корням.

Кое-кто из критиков упрекает Зинаиду Тулуб, что та после революции ревностно трудилась на новую власть. Кто знает, насколько ревностно?.. Но что она должна делать? Из-за болезни отца Зинаида должна была бросить университет и взять на себя все заботы по материальному обеспечению семьи. Она действительно бралась за любую работу. Только с 1926 года Зинаида Павловна полностью посвящает себя литературной деятельности, пишет сценарии, занимается переводами. Именно в это время она задумывает написать произведение на историческую тему. Ее тогда искренне поддержал Павел Тычина, что очень окрылило начинающую писательницу.

Погружение в историческую тематику, ураганные 20-е годы вызвали у женщины шквал эмоций и желание не просто изменить язык и культуру, но и утверждения себя самой как личности, как творца своей судьбы. Эти же стремления потом мы увидим и в образе Насти Лисовской (Роксоланы) в романе «Людоловы» — выдающемся и определяющем произведении ее жизни.

По свидетельству самой писательницы, работая над «Людоловами», она побывала во всех знаковых местах, где происходили события, которые легли в основу романа, прочитала сотни тысяч страниц на многих языках, изучила почти шесть тысяч архивных и музейных документов и памятников. Труд, как видим, титанический. Писательница владела многочисленными фактами из жизни Украины начала ХVІІ века, времен гетманства Петра Конашевича-Сагайдачного. Потому и украинское общество того времени представлено Зинаидой Тулуб в романе во всей его сложной и пестрой социально-политической структуре, с его классовыми вопросами, моралью, бытом и т. п. Перед читателями зримо предстают город и село, запорожское казачество, духовенство, крестьяне и ремесленники. Конечно, во время подготовки произведения в печать не обошлось без идеологических правок и сокращений, так называемых советов. И все же роман имел большое историческое и художественное значение. Ведь, наверное, ни в одном из произведений украинской исторической прозы предыдущих периодов не была отображена жизнь украинского средневекового города с такой художественной убедительностью, как в «Людоловах». Вместе с тем З. Тулуб не фетишизировала факты, не ограничивалась ими. Она не пересказывает историю, а художественно осмысливает ее, хочет дать пищу для ума и сердца. Роман интересный, в нем чрезвычайно насыщенный сюжет, большое количество персонажей — исторических и выдуманных. Каждый из них имеет свою индивидуальность.

Первый том романа вышел в свет в 1934 году. Сложно представить, что в то страшное время сталинского террора исторический роман на украинскую тематику вообще вышел из печати. Не обошлось без поддержки Максима Горького. Но больше всего, наверное, жизни первого тома романа способствовала его знаменитая героиня — Роксолана. Та Роксолана, о которой со временем будет написано много книг и создан не один кинофильм. Тогда же это имя в Украине было практически неизвестно. Потому роман об этой выдающейся женщине, которая смогла стать творцом собственной судьбы, чрезвычайно заинтересовал читателей, имел огромный успех. Конечно, украсило произведение и придуманная автором любовь Насти (Роксоланы) и гетмана.

Через три года, в 1937-м, был издан второй том, который, казалось бы, должен был ждать не меньший успех. Но... Несмотря на то, что многие события в книге были действительно выдуманными, это не лишало роман украинского духа. Он просто дышал Украиной. А этот дух ой как не нравился власти. Поэтому по выдуманному обвинению, как обычно это делалось, Зинаиду Тулуб арестовали. «Репрессировали» и книги.

Читая материалы о мытарствах писательницы по тюрьмам, этапам, ссылкам, поселениям, о зверских пытках, нельзя не содрогнуться. Как эта не слишком здоровая госпожа, которая имела, по выражению Евгении Гинзбург, «наружность дворянской дамы», пережила все эти испытания? Правда, в определенный момент, когда она уже начала терять сознание, Зинаида Тулуб таки признала свою «принадлежность к контрреволюционной организации».

Всего писательница отсидела в тюрьмах, лагерях и поселениях 20 лет. Но даже в заключении выглядела дамой из другой эпохи. Да и не только выглядела, она ею оставалась: богатейшими знаниями охотно делилась со своими «коллегами по несчастью». Читала наизусть стихи, пересказывала французские романы. На поселении в Казахстане интересовалась местной историей, искала материалы о пребывании в этой местности Т. Шевченко.

Даже в 1954 году, когда уже не было Сталина, когда больная, морально и физически истощенная З. Тулуб писала письма на имя К. Ворошилова с просьбой дать ей возможность дожить последние годы в Киеве, ответа так и не дождалась.

Реабилитировали Зинаиду Павловну в 1956-м «за отсутствием состава преступления». 20 лет — как не бывало. Вот так. Комментарии излишни.

Сегодня пересказ содержания романа «Людоловы» не был нашей целью. Хотелось просто вспомнить его автора — эту неординарную личность, отдать должное мудрой женщине, писательнице, которая избрала тернистый путь исторической правды во времена, когда эта правда считалась государственным преступлением.

Вернувшись в Киев, Зинаида Тулуб успела написать роман о Тарасе Шевченко «В степи бескрайней за Уралом», ведь она побывала именно в тех местах, где в свое время был и Кобзарь. Бесценны также ее личные воспоминания, изложенные в книге «Моя жизнь».

В 1964 году многострадальная душа писательницы покинула этот мир. Похоронена З. Тулуб на Байковом кладбище.

А роман «Людоловы» жив до сих пор. Даже почти через 100 лет со времени написания он читается и воспринимается с интересом. А его название оказалось чрезвычайно символичным. Ведь историческая наука свидетельствовала, что людоловами когда-то назывались ногайцы, которые приходили в Украину, брали в плен людей, а потом продавали их на невольничьих рынках. Зинаида Тулуб трактует это понятие в своем произведении значительно глубже. В него вкладывается социальное содержание. Людоловы в романе — все эксплуататоры и угнетатели. А в конце концов, уже с исторической перспективы мы понимаем, что и сама писательница, и миллионы ее современников были пленниками новейших людоловов сталинско-советской системы.

Иллюстрация: календарь «Украинские женщины XX века».