Его направили во Львов создавать комсомольскую организацию, а он, Иосиф Позычанюк (на снимке), стал политическим референтом Главного командования Украинской повстанческой армии. Сначала был членом ЦК ЛКСМУ, а после отказался от комсомольской и компартийной карьеры и приобщился к национально-освободительной борьбе, стал членом Президиума Украинской главной освободительной рады (УГОР).

Переломным событием в жизни сына Подольского края, выпускника Нежинского института социального воспитания и журналиста по специальности исследователи называют посещение им могил сечевых стрельцов на Лычаковском кладбище во Львове. Юноша увидел женщину, которая возложила цветы к могилам защитников города в 1918 году. Прошло двадцать лет после героической гибели борцов за свободу Украины, а память о них жила в сердцах земляков-патриотов. На следующий день Иосиф обратился к Юрию Стефанику, ученому и вузовскому преподавателю, за объяснениями. Сын выдающегося писателя не побоялся риска: он рассказал о национально-освободительной борьбе 1918 года, когда во Львове как следствие знаменитого Листопадового (Ноябрьского) чина (восстания) сечевых стрельцов под командованием Дмитрия Витовского утвердилась Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР).

Высший государственный орган провозгласил революционную волю пробудившегося народа: «З нинішнім днем Українська Національна Рада обняла владу в столичному місті Львові і на цілій території Української Держави. Український народе! Доля Української Держави у Твоїх руках. Ти станеш як непобідимий мур при Українській Національній Раді і відіпреш всі ворожі замахи на Українську Державу».

Не может не заинтересовать еще один нюанс этой прокламации: «Всім горожанам Української Держави без різниці народности і віросповідання запоручається горожанську, національну і віроісповідну рівноправність».

Получается, что те, кого в подсоветской Украине клеймили как украинских буржуазных националистов, на самом деле не были ксенофобами, гарантировали равные права местным полякам, евреям, немцам и другим национальным группам. Кстати, в центральной части Львова с давних времен проживали разные народы, о чем свидетельствовали названия улиц (Староеврейская, Армянская, Сербская, Татарская, Краковская).

Как можно судить, Юрий Стефаник присматривался к прибывшим «схиднякам» и увидел среди них таких, которые при встрече с не ведомой им прежде жизнью начинают мыслить не навязанными стереотипами, а собственным умом. Свой вывод он аргументировал перед подпольным руководством Организации украинских националистов (ОУН). Иначе говоря, среди прибывших украинцев были не только те, кого традиционно называли янычарами или, в нынешней трактовке, манкуртами, но и преемники славного прошлого, в жилах которых отозвалась казацкая кровь. К таковым относился и Иосиф Позычанюк, которому поверил сын автора патриотической новеллы «Мария», где кровью сердца изображена встреча представителей двух частей единого украинского народа. Их разделила российско-австрийская граница, но в сердцах теплилась память о национальном единстве, поддерживаемом прежде всего общей песней и словом Великого Тараса, хотя враг прилагал усилия, чтобы молодое поколение забыло славное прошлое своих предков.

Чтобы ознакомить юного подолянина с событиями двадцатилетней давности, Ю. Стефаник дал ему, как вспоминал Иосиф Позычанюк, несколько книг-воспоминаний про 1918 год во Львове и Галичине. Так подольский юноша «стал украинским патриотом».

Прошло немного времени — сына писателя арестовали, но на допросах он вел себя мужественно и не выдал никого, с кем ему приходилось контактировать. Не попал под чекистское подозрение Иосиф Позычанюк, который уже тогда работал с оуновским подпольем, в чем нет сомнений, ведь в июне 1941 года, когда Национальное собрание во Львове провозгласило Акт восстановления государственности и под руководством Ярослава Стецько создали правительство, Иосиф Позычанюк стал в нем государственным секретарем (министром) информации и пропаганды (по другим данным, «заместителем по делам пропаганды»).

Говорить здесь о случайности не приходится. Внешние события побуждали вдумчивого парня к осознанию антиукраинского характера оккупационного большевистского режима.

Иосиф Позычанюк родился в 1913 году на территории нынешней Виннитчины. В школе он учился тогда, когда республиканская компартия провозгласила курс на «украинизацию», которая в скором времени была потоплена в крови. Коллективизация похоронила надежды украинского крестьянства на обеспеченную жизнь. Апогеем преступлений сталинского правления на украинских землях стал Голодомор 1932—1933 годов, а до него наши хлеборобы еще пострадали от голодомора 1921—1922 годов. Таким образом, подсознательно переход юноши на националистические позиции готовился уже почти два десятилетия.

Попытка украинских националистов восстановить Украинское государство вызвала резкое противодействие немецких оккупантов. Глава правительства Ярослав Стецько и лидер революционных националистов-державников Степан Бандера оказались в концлагере. Несмотря на такие неопровержимые факты, советская пропаганда навязывала неуклюжую конструкцию «украинско-немецкие буржуазные националисты».

Не избежал наказания и Иосиф Позычанюк, который шел на восточные области Украины с Первой («Северной») походной группой, задачей которой было провозгласить Акт восстановления Украинского государства в Киеве. Арестованного неподалеку от Киева повстанца немецкие оккупанты держали в разных тюрьмах: сначала — во Львове, потом — в Кракове, затем — в Освенциме. Однако ему удалось бежать при перевозке с последнего места заключения.

Отважный беглец прибывает на Волынь, где устанавливает связь с националистическим подпольем. Здесь полковник УПА Позычанюк становится с весны 1943 года членом Главной команды под позывным «Шаблюк». Как политический руководитель УПА он входит в Главную Раду ОУН, прилагает много усилий для проведения ІІІ Чрезвычайного сбора ОУН, сыгравшего особую роль в истории национально-освободительного движения. Как шеф главной организации пропаганды УПА он работает одновременно редактором газет «За Україну» и «За Українську Державу».

Особое внимание следует обратить на то, что Позычанюк подходит к украинскому освободительному движению в контексте борьбы подсоветских народов против большевистского режима. Известно, что украинские патриоты выдвинули лозунг «Свобода народам и человеку!». Заслуга Позычанюка в том, что в составе УПА были созданы 15 национальных отделов («куреней»), а в ноябре 1943 года созвана Конференция порабощенных народов Восточной Европы и Азии с участием 39 делегатов 13 национальностей. Отдельная его статья посвящена тактике украинских националистов в отношении русского народа. Со временем ее идеи были конкретизированы и развиты в работе Степана Бандеры «Перспективы украинской национально-освободительной революции». Как мудрый стратег Позычанюк акцентирует внимание на целесообразности «правильної і спритної політики щодо російського народу», потому что он может «відіграти деструктивну роль щодо більшовицької московської імперії», что, кстати, подтвердили события тридцатилетней давности. Кроме того, он готовил важные документы УПА на русском языке, в частности «Письмо к Советскому правительству». В мае 1944 года на Вышкольной политической конференции Позычанюк выступил с докладом «Практические задачи пропаганды».

В середине июля 1944 года возле села Недильна, на Самборщине, состоялся первый Большой сбор УГОР, на котором были приняты важные документы конституционного уровня: «Тимчасовий устрій УГВР», «Платформа УГВР», «Універсал УГВР» и другие. Председателем Президиума УГОР был избран полтавчанина Кирилл Осьмак, руководителем революционного правительства — Роман Шухевич (Тарас Чупрынка). Членом Президиума и руководителем Бюро пропаганды УГОР стал Позычанюк.

Погиб Иосиф Позычанюк 22 декабря 1944 года в неравном бою с энкавэдистским отрядом из 300 человек возле села Девятники Жидачевского района на Львовщине, когда возглавляемая им группа из девяти повстанцев шла на встречу с главнокомандующим УПА Тарасом Чупринкой. Местные крестьяне похоронили тайно погибших повстанцев в братской могиле на кладбище соседнего сала Юшковцы.

Как писатель Позычанюк творил в непростых условиях. Его произведения хранили в своих записных книжках побратимы. Известны, по крайней мере, его миниатюры «Гуляйпільські хлопці», «В житі», «Пута», «Зелений шум», «Синок», «Життя».

Новеллы писателя печатались еще в 1940 году во львовском журнале «Література і мистецтво». Известный критик Николай Ильницкий пишет: «Они поразили меня тонким ощущением природы, культурой слова и — это меня очень удивило — отсутствием славословия «великого вождя народов», что было характерно для большинства публикаций». Исследователи считают, что перу Позычанюка принадлежит, по крайней мере, более десяти новелл и этюдов, которые своим стилем побуждают к аналогии с произведениями галичанских новеллистов.

У Иосифа Позычанюка не было возможности развить свои всесторонние дарования в таких условиях, но он относится к тем украинцам, которые приближали возрождение нашего государства.

Олег ГРЫНИВ, профессор.

Львов.