Председатель Верховной Рады Украины Дмитрий  Разумков, заместитель Председателя Верховной Рады Украины Елена Кондратюк.
 


Во время заседания.

Фото Александра КЛИМЕНКО.

Больше фото здесь
 


Первый заместитель председателя Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики (в центре) Ярослав Железняк во время заседания комитета, на котором обсуждался, в частности, проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины о либерализации применения регистраторов расчетных операций плательщиками единого налога.

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.

Открыв пленарное заседание, Председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков поздравил всех с 29-й годовщиной проведения Всеукраинского референдума, по результатам которого был подтвержден Акт провозглашения независимости Украины.

После выступлений с заявлениями и обращениями председательствующий объявил перерыв и пригласил руководителей депутатских фракций и групп на совещание. После его окончания Дмитрий Разумков проинформировал о достигнутой договоренности по подготовке дополнительного законопроекта для урегулирования ситуации с деятельностью ФЛП. «С этим согласились все депутатские фракции и группы. Надеюсь, что после решения комитета все так же поддержат предложение о применении процедуры ad hoc для рассмотрения данного вопроса на сегодняшнем заседании парламента и он будет проголосован за основу и в целом», — отметил Председатель Верховной Рады и поручил профильному комитету собраться в 12.00 на заседание.

Затем Председатель Верховной Рады сообщил, что профильный комитет подготовил компромиссный законопроект № 4439-д и что представители всех депутатских фракций и групп подписали письмо о применении при его рассмотрении процедуры ad hoc.

Докладчик, народный депутат Ярослав Железняк, представлявший законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины (о либерализации применения регистраторов расчетных операций плательщиками единого налога и отмене механизма компенсации покупателям (потребителям) по жалобам о нарушении установленного порядка проведения расчетных операций части суммы примененных штрафных санкций,
№ 4439д), подчеркнул, что парламент обязан поддержать изменения, которые хотя бы частично позволят урегулировать ситуацию с ФЛП. «Предлагаемый законопроект не удовлетворит полностью ни людей, собравшихся возле парламента, ни Министерство финансов, настаивавшее на полной фискализации, ни многих коллег, в том числе  входящих в профильный комитет», — сказал он, отметив, что в этом и состоит искусство компромисса.

По словам Я. Железняка, компромиссный документ предусматривает перенос на 1 января 2022 года обязательного использования регистраторов расчетных операций (РРО) для физических лиц—предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога второй-четвертой групп. Кроме того, сокращен перечень рискованных видов деятельности и изъята норма о кешбеке. Норма о кешбеке, в частности, предусматривала, что потребитель, сделавший покупку и получивший чек, может его проверить. И если чек не зарегистрирован в налоговых органах, то покупатель может направить жалобу и вернуть полную стоимость приобретенных товаров. Еще одно изменение касается привязки всех лимитов к ставке минимальной заработной платы, в чтом числе и лимитов фискализации. «Мы также отменяем огромное количество штрафов, которые больше всего возмущали предпринимателей», — сказал он, напомнив, что мораторий на проверки до конца карантина никто отменять не будет. «Я понимаю, что этот текст может не нравиться. Мне он тоже не нравится, но это — компромисс», — отметил Я. Железняк.

При обсуждении Давид Арахамия («Слуга народа») подчеркнул, что в последнее время идет активная дискуссия по поводу того, как, с одной стороны, согласовать желание государства контролировать лимиты для малых предприятий, а с другой — создать достойные условия для деятельности ФЛП. «Предлагаемое решение не является идеальным ни для одной из сторон, но сегодня оно объединяет зал. Для малого бизнеса оно создает простые условия существования, а для крупного бизнеса, маскирующегося под ФЛП, это хоть и не запрещается, но усложняется. Потому что у государства появляются надлежащие инструменты для контроля», — сказал он.

«Законопроект № 4439д — это компромисс для депутатов, но он не является компромиссным для ФЛП», — заявила Наталия Королевская («ОПЗЖ»).

Нина Южанина («Европейская солидарность») отметила, что предлагаемый документ не устраивает ее лично как автора законопроекта № 3853-1, но его принятие — это начало пути к взаимопониманию между предпринимателями и властью.

Сергей Соболев («Батьківщина») выразил мнение, что в ситуации, когда не был поддержан законопроект хотя бы о простой отстрочке использования кассовых аппаратов, а до конца года остаются считанные дни, единственный выход — это сделать хотя бы полшага вперед. В то же время он отметил, что принятие законопроекта № 4439д откроет путь к дальнейшим переговорам, поскольку «Батьківщина» будет настаивать на возвращении к рассмотрению законопроекта фракции по данному вопросу.

Тарас Батенко (ДГ «За будущее») отметил, что компромиссные предложения позволят предпринимателям выжить в условиях пандемии, хоть это не то, чего они ждали в условиях пандемии. «Поэтому мы  будем продолжать эту борьбу, поскольку использование РРО отсрочили всего на год», — сказал он.

Павел Бакунец (ДГ «Доверие») призвал услышать крик предпринимателей, собравшихся перед парламентом, и сделать им навстречу первый шаг, отсрочив на год использование РРО, а затем создать рабочую группу, которая разработает новый законопроект, позволяющий ликвидировать налоговые «скрутки» и контрабанду, а также создать лучшие условия для работы ФЛП.

В итоге 319 народных депутатов поддержали принятие законопроекта № 4439д в целом.

Верховная Рада поддержала предложение Президента о направлении на доработку Закона «Об электронных коммуникациях» (№ 3014). Представитель Президента в Конституционном Суде Федор Вениславский сообщил, что этот законопроект не был подписан главой государства, поскольку, несмотря на статью 92 Основного Закона, закрепившую перечень вопросов, которые определяются исключительно законами Украины, этот документ содержит ссылку на подзаконные акты. Кроме того, Президент отмечает, что принятый закон не устанавливает требования к структуре собственности субъектов предоставления электронных сетей и услуг на территории Украины, что может привести к осуществлению такой деятельности юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях резидентами государства-агрессора. «Президент считает необходимым сохранение существующего подхода к определению структуры собственности определенных субъектов», — сообщил Ф. Вениславский, добавив, что также глава государства считает недопустимым неучтение в принятом законе ситуаций, требующих экстренных действий органов государственной власти в случае угроз национальной безопасности, экономическому благосостоянию и правам человека.

Учитывая эти и другие замечания, Президент предложил доработать принятый Верховной Радой Закон «Об электронных коммуникациях» с целью приведения его положений в соответствие с Основным Законом и устранения существующих пробелов и недостатков.

Заместитель председателя Комитета по вопросам цифровой трансформации Александр Федиенко сообщил, что комитет рекомендовал Верховной Раде поддержать предложения Президента. Отметив, что этот документ — одно из обязательств Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, А. Федиенко призвал коллег поддержать направить документ доработку в Комитет по вопросам цифровой трансформации.

Верховная Рада включила в повестку дня и приняла решение о сокращении наполовину срока для внесения альтернативных проектов ряда законопроектов: о социальной поддержке застрахованных лиц и субъектов хозяйствования на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, внедренных с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2
№ 4429; о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины (о социальной поддержки налогоплательщиков на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, внедренных с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, № 4430; о внесении изменений в статью 28 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2020 год», № 4431).

В первом чтении одобрен законопроект о внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины (об устранении правовых коллизий в требованиях к уставу обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, № 3497). И законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты (об обеспечении равных возможностей матери и отца на уход за ребенком,
№ 3695).

Народный депутат Михаил Лаба представил законопроект о внесении изменений в статью 5 Закона «О гуманитарной помощи» (№ 3527), которым предлагается разрешить местным органам государственной власти относить к гуманитарной помощи грузы весом до 12 тонн вместо нынешних 3 тонн.

226 народных депутатов поддержали это предложение и приняли законопроект № 3527 в первом чтении.

Еще один принятый в первом чтении законопроект — о внесении изменения в статью 2 Закона «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью» (№ 3573) — предусматривает увеличение на 50 процентов государственной помощи детям с инвалидностью, пострадавшим от взрывоопасных предметов.

В целом принят законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о ставке налога на добавленную стоимость с отдельных операций на период реализации Договора между Правительством Украины и Правительством Республики Польша о предоставлении кредита на условиях связанной помощи и других вопросах государственного долга, № 3039а). А законопроект о государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями (№ 3760) отправлен в комитет на повторное второе чтение.

Из выступлений уполномоченных представителей депутатских фракций и групп

Юрий БОЙКО, фракция «Оппозиционная платформа — За жизнь»:

— В последний месяц этого года у нас есть главные задачи для парламента — борьба с пандемией, так как эта болезнь уже пришла почти в каждую семью. Работа должна проводиться не в том, чтобы рассматривать, когда будет введен локдаун, а нужно принимать конкретные решения по увеличению финансирования медиков, их зарплаты, страхованию, закупке дополнительных лекарств, обеспечению больниц кислородом и т. п. Нужно принимать решения для поддержки людей, теряющих работу в результате пандемии, о налоговых каникулах для бизнеса. Все эти вещи должны быть отображены в бюджете на следующий год. Но когда мы увидели проект, внесенный в зал, стало понятно: он не отвечает на вызовы, стоящие перед государством. И наша политическая сила требует пересмотра проекта сметы, чтобы она была повернута лицам к людям.

Тарас БАТЕНКО, группа «Партия «За будущее»:

— Общество нервничает от неопределенности, которую мы сегодня переживаем благодаря правительству, власти. Мы хотим, чтобы у нас была страна интеллекта, а не интеллектуального локдауна. Тем более мы услышали из уст министра здравоохранения господина Степанова, что карантин выходного дня не оправдал себя и его нужно отменить. Так где же интеллект у правительства и профильного министерства? Какова готовность больниц к ожидающему нас тотальному локдауну?

Что касается государственного бюджета, который мы вскоре будем рассматривать в сессионном зале, то мы хотим услышать четко от правительства, что объединенные громады не лишаться средств, которые у них есть в этом году, что они выживут в непростом 2021 году.

Олег КУЛИНИЧ, группа «Доверие»:

— 25 октября у нас состоялись местные выборы, образованы новоизбранные объединенные территориальные громады и поэтому сейчас у председателей ОТГ, представителей органов местного самоуправления возникает очень много вопросов. Сформированы новые районные советы, на их баланс перешло имущество бывших райсоветов, но есть вопрос, что будет с районными больницами. Каким будет их статус, какие услуги они будут предоставлять, как они будут финансироваться? Поэтому мы бы хотели, чтобы Кабмин в первую очередь обратил на это внимание и дал разъяснение по этому вопросу органам местного самоуправления. Также очень важен вопрос, который ставят представители громад, — работа семейных врачей. Проблема в том, что семейные врачи работают в неравных условиях в сельской местности и в городах. Не может семейный врач в селе заключить декларации с двумя тысячами пациентов, там просто нет такого количества. Поэтому Кабинету Министров срочно нужно ввести корректирующие коэффициенты и капитационные ставки для семейных врачей.

Сергей СОБОЛЕВ, фракция «Батьківщина»:

— Мы не можем идти на каникулы без решения трех вопросов — бюджета, ФЛП и перезагрузки норм, признанных неконституционными. Мы также настаиваем на позиции уголовной ответственности за неправдивую информацию в декларациях. Думаю, единственный возможный вариант — доработать проект Президента, принять за основу проект согласительной группы и выйти на вариант, который позволит с 1 января открыть электронное декларирование и ответственность, в том числе и уголовную, за недостоверные данные.

Николай ЗАДОРОЖНИЙ, фракция «Слуга народа»:

— На прошлой неделе мы работали с избирателями. Состоялось много встреч. Хочу обратиться к Верховной Раде с просьбой оставить акциз на местах, потому что бюджеты местных советов и громад сейчас очень страдают. Известно, что Президент подписал указ о передаче земель, но на местах участки раздают непонятным гражданам. Мое третье предложение касается того, чтобы запретить выделение земель Госгеокадастром до момента передачи их громадам.

Алексей ГОНЧАРЕНКО, фракция «Европейская солидарность»:

— Люди сейчас умирают не только от вируса, но и из-за отсутствия кислорода, электроэнергии в больницах. Власть должна заняться наконец делом. Должны делаться тесты, больницы должны обеспечиваться необходимым. Но власть занимается только репрессиями против оппозиции. Мы снова узнали, что Печерский суд издал разрешение на обыски телеканала «Прямой».

Рустем УМЕРОВ, фракция «Голос»:

— Временная оккупация украинских земель Россией продолжается уже седьмой год. Эта страна преследует граждан нашего государства по политическим, этническим и религиозным признакам. За это время незаконно лишили свободу 111 наших граждан. В российских тюрьмах они находятся в нечеловеческих условиях. А у нас до сих пор нет ни единого органа, на который была бы возложена координация работы по освобождению наших граждан. Поэтому предлагаю создать межведомственный координационный центр, задачей которого будет освобождение тех, кто лишен свободы в результате вооруженной агрессии.