На улице Баха — домик, а в нем — преподаватели и слушатели. Это педучилище, где ковались кадры для школ Украины. Будут институты, университеты, академии, но всего того, что взяли мы в педучилище, нигде не получили. Кроме знаний, нас готовили всесторонне к жизни.
А мы, маленькие, голые и босые, голодные, хотели все взять, чему нас учат, ведь знали, что все в жизни будет нужно.
Особенно теплые воспоминания, которые греют и сегодня, о Карпе Андреевиче Марченко и Ирине Ивановне Сокальской. Они нас оберегали от плохой улицы, были нашей защитой и советом.
В парке оборудована танцплощадка, но нужны деньги, чтобы там потанцевать. Поэтому ребята дощечку отодвигают и одну из нас пропустят без оплаты. А в чем же идти? Выручала Люба Нестеренко — у нее был хороший костюм. Вот мы по очереди его надевали и чувствовали себя красивыми, а ребята просили одеваться всей группой «В» и прийти.
Двум слушателям на неделю продавали третью часть буханки хлеба.
Помогала нам Людочка Рудь из детдома, потому как приходила с бутербродами: маргарин и немного сахара.
А Карп Андреевич на парты самым бедным клал по полсаечкы. Мы об этом узнали во время встречи через много лет. А тогда не спрашивали, брали и ели. Это не забудешь.
Выручала еще столовая в городе. Все чистые остатки пищи не выбрасывались — ждали нас и угощали.
Мы жили на квартирах. Грех плохое слово сказать о людях. И ряднину дадут, чтобы укрыться, и миску борща, и три вишенки из варенья к чаю.
От станции Драбово до Золотоноши ехали на ступеньках. Не один раз дежурный по станции организовывал обогрев ног, потому что ноги примерзли к подошве резиновых бот.
Автобусов не было. Проехалась по городу, радовалась, какой же он сегодня красивый, нигде ничего не узнаю. Все у человека можно отнять, но воспоминания — нет.
Были у нас друзья, думалось, что никогда не наступит разлука. Но годы и расстояние сделали свое. Потеряли Григория Юрченко, Василия Левченко, Искру Зайцеву, Мэри Цыбулько и других.
Были письма и различные невыясненные моменты. Вот и сегодня сказать, почему мы потеряли своих друзей юности, мы не можем.
В юность никогда не вернемся, но она в сердце живет. Не забыта та ночь, когда мы с дипломами ждали поезд, а друзья были с нами. Какие мы были счастливые!
Напоминают обо всем и подаренные фотографии. А какие подписи...
В Золотоноше и в районе много живет моих ровесников, а меня в свои объятия взяла Киевщина, не выпустила до пенсии. Слезы падали непрошено...
Хотелось сесть в тот автобус с улицы Баха и ездить вечность, но надо доехать до Полтавщины.
Я остановилась на час. Люди смотрели удивленно, почему слезы, эта наблюдательность, что случилось.
Низкий поклон городу, его жителям, добра, тепла, благополучия, счастливых и радостных лет. Мирного неба!
С безграничной благодарностью педагог с 40-летним стажем, ветеран труда, отличник народного образования Украины Нина ПОНОМАРЕНКО (МАСЕНКО).