Закарпатью сама судьба подарила такое геостратегическое расположение, которого не имеет ни одна другая область Украины. Самый западный регион нашего государства граничит аж с четырьмя странами Европейского Союза. И вполне естественно, что закарпатцы приобрели богатейший опыт трансграничного сотрудничества и партнерства. А еще — бесценную практику межчеловеческих контактов с общинами и муниципалитетами как пограничных регионов сопредельных, так и более отдаленных стран континента — Балтии, Чехии, Германии, Хорватии…

Потому жители края еще в 2014—2015 годах ожидали, что Закарпатье будет находиться на переднем крае введения реформы децентрализации, впитавшей лучший европейский опыт последних двух десятилетий. На это рассчитывала и общественность области, которая создала в 2015 году коалиционное объединение ассоциаций органов местного самоуправления и общественных организаций Закарпатья «Реформы ради достойной жизни» и Интеллектуальную платформу Закарпатья «Европейскость и демократия — через реформы и устойчивое развитие громад и региона». Социологические исследования тех лет также фиксировали как надлежащую поддержку реформы децентрализации в громадах и местных советах базового уровня, так и высокие общественные ожидания от ее введения.

Но произошло не так, как думалось. Факты, распорядительные документы, бездеятельность и «своя» масс-медийная ее «аргументация» со стороны уже бывшего руководства Закарпатской ОГА в течение 2015-го — первой половины 2019 гг. и игнорирование законов, указов Президента, писем и нормативных актов Кабмина, касающихся осуществления децентрализационной реформы, а также поддержки процессов формирования ОТГ в указанные годы — поражают. И не только откровенными сопротивлением и саботажем. Поразительными для громад и местных советов было и то, что на эти факты, несмотря на многочисленные обращения объединенной общественности региона и ежегодные форумы местного самоуправления Закарпатья, не было должного реагирования ни со стороны бывшего Президента, ни состава тогдашнего правительства Украины или хотя бы консолидированной позиции еще действующего (но уже ныне бывшего) областного совета.

И в итоге Закарпатья, которое смогло по состоянию на лето прошлого года создать всего шесть (!) полноценных ОТГ, по мониторингу Минрегиона в 2015—2019 гг. неизменно находилось на последних позициях среди других регионов Украины.

Мало того, область потеряла за эти годы возможность как минимум получить сотни миллионов гривен инфраструктурной субвенции. Не говоря уже о реальном появлении широких потенциальных возможностей для саморазвития и улучшения жизни в громадах.

Но ситуацию наконец удалось коренным образом изменить, когда в апреле текущего года председателем Закарпатской ОГА стал Алексей Петров. Его назначение по времени совпало с завершением правительством и парламентом самого длительного и важного этапа в децентрализационной реформе 2014—2020 гг. в Украине и регионах — покрытию всей страны созданными и проектными состоятельными территориальными громадами. Процесс увенчало принятое постановление Кабмина. А затем, базируясь на территориальных громадах и их центрах и территориях, было одобрено и постановление Верховной Рады Украины о новых укрупненных районах.

Именно в апреле—июне руководителю региона Алексею Петрову через мобилизацию управленческого потенциала облгосадминистрации, открытый диалог с громадами и сельскими, поселковыми и городскими советами, а также Офисом реформ Закарпатского регионального отделения Ассоциации городов Украины (РО АГУ), в сотрудничестве с депутатами областного и районных советов удалось уладить немало проблемных вопросов реформы децентрализации. И тех, которые в регионе не решались годами. В частности, по компромиссному и согласованному всеми заинтересованными сторонами плану расположения 64 центров и территорий территориальных громад Закарпатья, утвержденных правительством (бывшему перспективному плану). А еще не менее компромиссного и согласованного с громадами и центральной властью деления тринадцати районов Закарпатья на шесть укрупненных. Это также утверждено постановлением Верховной Рады Украины.

Уже в июле Алексей Петров своим распоряжением в первый раз в новейшей истории Украины создает и возглавляет Консультативный совет городских голов (городов областного значения) и сельских, поселковых, городских голов (ОТГ) при ОГА. Это был его отклик на инициативу Офиса реформ Закарпатского регионального отделения АГУ в отношении важности и необходимости постоянного диалога государственной исполнительной власти с действующими в области ОТГ. Цель — мониторинг и решение проблем, требовавших решений региональных властей.

Августовское заседание Консультативного совета, в котором приняли участие свыше двух десятков глав ОТГ и руководители департаментов и управлений ОГА, продемонстрировало: деятельность подобного консультативно-совещательного органа более чем актуальна именно в период реформ…

Конечно, в небольшой по объему газетной публикации невозможно перечислить все те разительные позитивные изменения в отношениях региональной государственной власти с сельскими, поселковыми и городскими советами, произошедшие на Закарпатье с апреля по декабрь нынешнего года благодаря взвешенным, прозрачным и эффективным решениям и действиям председателя ОГА Алексея Петрова и его команды.

Именно поэтому координационные советы неформальных коалиционных объединений общественности «Реформы ради достойной жизни» и Интеллектуальной платформы Закарпатья «Европейскость и демократия — через реформы и устойчивое развитие громад и региона» решили накануне Дня местного самоуправления в Украине признать Алексея Петрова «Человеком года по децентрализационной реформе на Закарпатье-2020». Уверены: большинство новоизбранных 25 октября местных советов области одобряют такое признание общественности.

Олег ЛУКША, сокоординатор Коалиционного объединения общественности Закарпатья «Реформы ради достойной жизни»;
Василий НИТКА, собкор «Голоса Украины» в Закарпатской области.

Ужгород.

Фото предоставлено авторами.