Работа на позитиве: Богдан Михайлюк, Василий Штайнбах, Василий Михайлюк (слева направо).

Классически представляем пасечников как почтенных хозяев. Ходят между ульев в больших соломенных шляпах. Или же стоят в вышиванках на ярмарках. Однако такие идиллические картины все больше вытесняют прагматичные реалии. На первый план выступает сбыт продукции пчеловодства.

С руками-ногами мед не забирают

Председатель ассоциации пасечников Городенковского района Василий Михайлюк занимается пчеловодством уже тридцать лет. Непрофессионально, ведь работает директором Рашковской школы. У него есть все выпуски журналов «Пасіка», «Бджолярський круг», «Рентабельна пасіка», теорию применяет на практике.

«Зима, время подводить итоги. Год был сложным. Такой холодной и дождливой весны не помню. Насекомые почти не вылетали. Взяток был аж от подсолнечника. Гречихи в районе выращивают мизер, медоносная база от этого беднеет. Еще одна проблема — ухудшение экологии. Понимаем, что без обработки полей не обойтись. Если мощные сельхозпредприятия пытаются использовать менее токсичные и более качественные препараты, то крестьяне-единоличники или небольшие хозяйства из-за нехватки финансов часто покупают запрещенные средства. Не раз встречались с аграриями: надо найти баланс, чтобы не было мора пчел», — рассказывает Василий Михайлюк.

Из-за карантина труднее сбывать мед. Несмотря на это, должны объединяться, искать новые пути. Именно здесь кроется основная проблема. Пасечники привыкли, что продукцию пчеловодства у них забирают с руками-ногами. Времена изменились. Дело идет к автоматизации многих процессов, даже к созданию умного улья, когда на телефон приходит информация о наполнении рамок, движении насекомых, потребности в их подкормке и тому подобное.

«Пасечники боятся объединения, конкуренции. Даже перспектива государственной дотации на пчелосемьи не подталкивает многих из них к регистрации. Надо выводы Госпродпотребслужбы на пасеку, проверки качества меда, много документации. Боятся публичности. Зато дотации — это большое подспорье. За эти деньги можно и ветеринарно-санитарные службы привлечь к обслуживанию пасек», — подчеркивает Василий Михайлюк.

Прилив свежих сил

Собеседник отмечает, что молодое поколение лучше ориентируется в запросах потребителей, через современные средства коммуникации находит пути реализации продукции. Пасечник гордится своим сыном Богданом, который не чурается нелегкого пчеловодческого хлеба. Наращивает пасеку, развивается, ищет единомышленников.

«Из позитива последних лет, — отмечает Василий Михайлюк, — прилив свежих сил. К работе ассоциации присоединился предприниматель Василий Штайнбах — подает новые идеи, предлагает мед с различными фруктовыми и ореховыми добавками. Ищет выход за границу. Для экспорта продукции активно занимается организационной работой: регистрацией торговой марки, лицензированием, получением заключений экспертов по качеству, лабораторными анализами и т. д.».

Председатель кооператива «Покутская пасека» Василий Штайнбах живет в селе Поточище. Стационарные ульи — на территории бывшей фермы в соседнем селе Семаковцы. Здесь предприниматель еще недавно успешно занимался художественными изделиями из камня. Бизнес продал. Говорит, реализовал все свои идеи, захотел попробовать себя в чем-то другом. Новому делу отдается с удовольствием. Передвижные контейнеры с ульями — в окрестных лесах, здесь — заповедная территория Днестровского каньона.

«Выглядит вроде красиво. Красочные этикетки, первый успех у потребителей, сбыт продукции. Однако не все так просто. Трудно осознать тот факт, что баночку меда у меня, к примеру, берут по 55 грн, а реализуют по 110 и даже 135 грн. Речь не идет о заготовителях, которые приехали на пасеку, потому что сам поставляю в магазины. А предприниматели не утруждаются работой на пасеке, зато готовый товар продают с огромной наценкой», — рассказывает Василий Штайнбах.

Такая ситуация особенно больно бьет по старшему поколению. Молодежь привыкает, изучает опыт других стран. Василий Штайнбах говорит, что в мире пчеловоды имеют доход не только от продукции пчеловодства. Фермеры заинтересованы в увеличении урожаев через качественнее опыление растений насекомыми, поэтому финансово «поддерживают» ульи на своих полях. Так же есть значительные государственные дотации — 200 грн в год на одну пчелосемью. Поэтому отрасль развивается. Надо и нам к этому стремиться.

Фото автора.