Речь идет о передаче функций Инспекции по подготовке и дипломированию моряков Государственной службе морского и речного транспорта Украины (Морской администрации Украины). Постановление правительства вызвало, мягко говоря, шторм протестов и возмущений моряков Украины, а сегодня таковых в нашей стране насчитывается более 250 тысяч.

Что стало причиной протестов моряков? Инспекция, напомню, обеспечивала работу Государственных квалификационных комиссий (ГКК), контролировала функционирование

Государственного реестра документов моряков Украины, выдавала послужные книжки моряка. Она активно сотрудничала с мировыми организациями, занимающимися морскими бизнесом. Как известно, моряки из нашей страны являются востребованными в мировом судоходстве как прекрасные специалисты, на которых фиксируется постоянный спрос. За тридцать лет существования Госинспекция завоевала авторитет как в Украине, так и  в международном морском бизнес-сообществе.

Если говорить о пошаговых действиях, то Государственная морская администрация Украины (ГМА) должна была внести изменения в нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы подготовки и дипломирования моряков, работы ГКК и т. д. Также ГМА обязана была обеспечить выполнение вышеназванных функций необходимым персоналом, укомплектовать ГКК экзаменаторами и гарантировать защиту персональных данных моряков от внешнего вмешательства при обеспечении работы Государственного реестра документов моряка.

Задачами ГМА также должны стать выдача подтверждений признания дипломов, аттестация инструкторов учебно-тренажерных заведений и создание государственных квалификационных комиссий. По словам «адмиралов» из ГМА, данные изменения, по утверждению разработчиков нормативного документа, являются первым шагом в упрощении системы подготовки и дипломирования моряков.

По словам министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия, так называемое упрощение также предусматривает внедрение удобных цифровых сервисов, в частности, электронного кабинета моряка. Он подчеркнул, что это позволит исключить коррупцию, а также освободит моряков от посредников и необходимости личного присутствия.

— Мы упрощаем систему подготовки и дипломирования моряков, чтобы исключить коррупцию, внедрить удобные цифровые сервисы и освободить моряка от посредников при прохождении этих процедур. Первым нашим шагом является уменьшение количества органов, вовлеченных в этот процесс. Мы передаем функции Морской администрации и ликвидируем Инспекцию по вопросам подготовки и дипломирования моряков. Благодарен членам правительства за поддержку этого решения, — сказал Владислав Криклий.
Прошло четыре месяца со дня принятия Кабинетом Министров упомянутого постановления. Что изменилось за это время?

Подводные рифы ликвидации

Позиция Морской администрации Украины, которая выступила инициатором принятого документа, на первый взгляд, пронизана исключительно желанием навести порядок и внедрить законность в системе дипломирования моряков и полного исключения коррупции в этой сфере. А как получилось на деле? С какими трудностями столкнулись моряки, в первую очередь, работающие «под флагом»?

Во-первых, если ранее моряки решали вопросы с дипломированием, сертификацией, получением послужных книг и так далее исключительно в морских городах страны, то теперь им необходимо ехать для этого в Киев. Согласитесь, определенный дискомфорт здесь все-таки существует. Создаваемые согласно постановлению электронные кабинеты моряков практически так и не заработали эффективно.

В результате типичная картина здесь такова.

К сожалению, действующий порядок работы ГКК не определяет срок, в течение которого моряк обязан быть допущен к заседанию ГКК, от даты подачи заявки. В нормативных актах не определены порядок работы электронного кабинета моряка, процедуры приема и рассмотрения заявлений в электронной форме, а сам электронный кабинет моряка вводился в качестве эксперимента.

В таких условиях единственным доказательством отправки заявки на прохождение ГКК может быть только скрин экрана компьютера с указанием даты и времени подачи заявки. 
Некоторым морякам было отказано в допуске к ГКК — например, сегодня подтвердить (частично или полностью) стаж плавания. Но  в электронном кабинете не указывается конкретная причина отказа со ссылкой на пункт требований, которые нарушены. Учитывая, что процедуры работы Электронного кабинета моряка не определены, такой «виртуальный отказ» не может быть обжалован, так как нет надлежащим образом оформленного решения об отказе.

В указанных ситуациях сегодня юристы рекомендуют подавать документы лично, посетив ближайший региональный филиал инспекции, либо отправить документы по почте с уведомлением о вручении.

В такой полнейшей неразберихе всплыли из тени посредники-решалы.

Моряки, официально подававшие жалобы на действия чиновников, в кратчайшие сроки были допущены к заседаниям ГКК, получали документы после длительных задержек и т. д. с помощью посредников. И, естественно, те действовали не в качестве волонтеров. Более того, чиновники в качестве оправдания своего бездействия часто используют аргумент:  «никаких проблем у моряков нет, ведь к нам не поступали жалобы». Именно поэтому важным является обращение каждого моряка.

В результате «морского боя» чиновников некогда работающая четко машина по обеспечению условий для моряков и выдаче им необходимых документов застопорилась. Залихорадило весь международный морской рынок. А глубинные причины этой «лихорадки» оказались в Украине.

Вместо эпилога

23 декабря 2020 года Окружным административным судом г. Киева вынесено определение об обеспечении административного иска, заявленного к Кабинету Министров Украины и Министерству инфраструктуры Украины, о признании противоправными и недействительными ряда нормативно-правовых актов, принятых в связи с ликвидацией Инспекции по подготовке и дипломированию моряков, передачей ее функций Морской администрации Украины, а также для обеспечения выполнения Морской администрацией Украины функции по дипломированию моряков, в том числе, в части организации работы Государственных квалификационных комиссий.

Данным определением суд приостановил действие постановления Кабинета Министров Украины от 19.08.2020 года № 739 «Некоторые вопросы дипломирования моряков», а также действие ряда приказов Министерства инфраструктуры Украины, в том числе, в части определения полномочий Морской администрации Украины по: 

l приему заявлений от моряков для подтверждения квалификации в ГКК,

l проведению заседаний ГКК,

l заверению протоколов ГКК с использованием электронных цифровых подписей,

l отмене взимания оплаты за подтверждение квалификации,

l ведению Реестра документов моряков Украины,

l регистрации номеров сертификатов о прохождении моряками подготовки в учебно-тренажерных центрах.

Экспресс-комментарий

Михаил Миюсов, ректор Национального университета «Одесская морская академия», доктор технических наук, профессор, заслуженный работник образования Украины:

— К сожалению, Мининфраструктуры не слышит ни моряков, ни учебные заведения, ни морскую общественность. Министр инфраструктуры полагает, что ликвидация Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков позволит победить коррупцию в системе дипломирования. Но схемы выстроены таким образом, что они, как бы, не имеют никакого отношения к действиям чиновников. Схема работает в тени через посредников, а моряк не может получить рабочий диплом. Особенно опасно, что эту схему пытаются распространить на выпускников учебных заведений. Мы считаем, что первый рабочий диплом должен выдаваться выпускнику морского учебного заведения на основании результатов выпускной аттестации, в которой участвуют профессионалы отрасли.

Рис. Алексея КУСТОВСКОГО.