В развитых странах социально-экономический рост обеспечивают инновации и система охраны интеллектуальной собственности.

Национальная стратегия развития сферы интеллектуальной собственности на период 2020—2025 годы прошла многочисленные раунды дискуссий, получила поддержку Верховной Рады на парламентских слушаниях «Построение эффективной системы охраны интеллектуальной собственности в Украине», которые состоялись 16 декабря 2019 г. Огласили, что стратегию примут в кратчайшие сроки, а ее реализация начнется с 1 января 2020 года. Однако и в конце года этот стратегически важный документ не получил официальный статус.

Лучший вуз патентует больше, чем вся Украина. Почему?

Это не позволяет применять всесторонний, глобальный подход к стимулированию инноваций так, как это делают в ведущих странах, где создание, защита и коммерциализация объектов права интеллектуальной собственности стали катализаторами процессов инновационного развития и структурных преобразований.

Обзор рейтинговых позиций Украины по созданию объектов права интеллектуальной собственности позволяет отметить неплохой потенциал наших изобретателей. Согласно данным ежегодных Докладов Всемирной организации интеллектуальной собственности «Мировые индикаторы в сфере интеллектуальной собственности» (World Intellectual Property Indicators), по обобщенному индикатору активности в подаче заявок на объекты промышленной собственности мы находимся в группе стран-лидеров (23-е место). Причем по показателю «патенты» занимаем только 33-е место, а в целом высокого места в рейтинге достигли за счет высокой активности по промышленным образцам (16-е место).

Однако в последние годы наметилась стабильная убывающая тенденция. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), изобретатели Украины в рамках системы Договора о патентной кооперации (PCT) в 2019 г. подали всего 184 международные патентные заявки, в 320 раз меньше, чем изобретатели Китая. Кстати, по итогам года Пекин подал 58 990 заявок и положил конец многолетнему лидерству США (57 840 заявок) в качестве самого крупного пользователя системы РСТ. Хотя США сохраняли в этой сфере лидирующие позиции с момента вступления в силу договора РСТ в 1978 г.

Стремительный выход Китая на лидирующие позиции по количеству поданных по линии ВОИС международных патентных заявок является одним из проявлений перемещения лидерства в сфере инноваций в сторону Востока. Сегодня на заявителей из Азии приходится больше половины всех заявок по линии РСТ. Если в 1999 г. ВОИС получила всего 276 заявок из Китая, то в 2019 г. — в 200 раз больше! На заявителей из азиатских стран пришлось 52,4% всех заявок по линии РСТ, поданных в 2019 г., тогда как доли Европы (23,2%) и Северной Америки (22,8%) составляли меньше четверти. Поскольку интеллектуальная собственность — индикатор будущего экономического господства, понятно, в сторону каких стран смещается экономический центр мирового развития.

В отличие от Украины, в мире основные субъекты подачи заявок на патенты — корпорации и образовательные учреждения. В 2019 г. лидером по количеству опубликованных заявок по линии РСТ среди корпораций стала одна из самых крупных телекоммуникационных компаний Китая — Huawei Technologies (4 411 заявок). За ней в рейтинге стоит японская Mitsubishi Electric Corp. (2 661 заявка), компания Samsung Electronics из Республики Корея (2 334 заявки), американская Qualcomm Inc. (2 127 заявок) и китайская Guang Dong Oppo Mobile Telecommunications (1 927 заявок).

Калифорнийский университет в 2019 г. сохранил за собой первое место по количеству опубликованных заявок среди образовательных учреждений (470 заявок). Второе место в этом рейтинге занял Университет Циньхуа (265 заявок), за ним — Шеньчженский университет (247), Массачусетский технологический институт (230) и Южно-китайский технологический университет (164). Среди университетов в первую десятку входят пять университетов из США, четыре — из Китая и один — из Республики Корея. То есть, вся украинская наука за год готовит международных заявок на патенты на уровне одного лучшего университета мира.

Рост количества патентов в Китае связан с тем, что все больше местных компаний стремятся к продвижению своих продуктов в Европе и Америке, ориентируясь на массовый сбыт продукции как в развивающихся странах, так и на сформированных рынках. Ведь патентная заявка — это повышение шансов коммерческого успеха продукции, в которой применяются новые технологии. В целом тенденции роста количества изобретений в КНР свидетельствуют о глобальных преобразованиях в китайской экономике, о том, что в стране окончательно перешли от модели развития как недорогой производственной базы для западных компаний к модели разработки и реализации собственных высокотехнологических продуктов.

По масштабам инвестиций в инновационной сфере Китай — среди мировых лидеров. С 2000 по 2017 г. в мире общий объем глобальных расходов на научно-исследовательские работы увеличился в три раза, с 722 млрд до 2,2 трлн долл. по паритету покупательной способности. Соединенные Штаты продолжают лидировать по количеству потраченных средств на финансирование НИОКР, за ними идет Китай, расходы которого с 2014 г. уже превышают расходы ЕС. На США (25%) и Китай (23%) приходится почти половина общей стоимости мировых исследований и разработок в 2017 г.

Среднегодовые темпы прироста расходов на НИОКР в Китае и Южной Корее составляли 17,3 и 9,8%, тогда как в других странах-лидерах этот показатель колебался от 3,3 в Японии до 4,3 для США и 5,1% для стран ЕС. Глобальные доли НИОКР уменьшились для США (с 37 до 25%) и для ЕС (с 25% до 20%). Вместе с тем экономики стран Юго-Восточной и Южной Азии — в частности Китая, Японии, Малайзии, Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и Индии — увеличили свою общую долю с 25 до 42%, а потому данный регион ныне превышает соответствующие доли исследований и разработок США и ЕС и лидирует в мировых расходах на НИОКР.

Интенсивность НИОКР определяется удельным весом расходов на НИОКР в ВВП (Research and development expenditure, % of GDP). По данным Всемирного банка (World Development Indicators) самую большую величину показателя в 2018 г. зафиксировали для Израиля (4,95%), Южной Кореи (4,81), Швеции (3,34), Японии (3,26), Австрии (3,17), Германии (3,09), Дании (3,06) и США (2,84%). Для Украины величина показателя составляла всего 0,47%.

На 10-м месте с конца...

Последовательная инновационная политика Китая позволила ему подняться в Глобальном индексе инноваций с 35-го места в 2013 г. на 14-е в 2020 г. и стать лидером среди экономик со средним уровнем доходов. В данном аспекте КНР демонстрирует самый быстрый прогресс среди всех стран. Украина в последние годы остается в пятом десятке стран (45-е место в 2020 г.) Среди наиболее проблемных индикаторов — инвестиции (121-е место среди 131 страны), верховенство права (109), политическая и операционная стабильность (123), развитость бизнеса (104), валовые расходы на НИОКР в 4% ВВП (69). Именно на эти сферы стоит обратить внимание при реформировании национальной экономики с целью перехода на инновационный путь развития.

С учетом крайне низкого рейтинга по индикатору «Верховенство права» для нас важным является опыт ведущих стран по защите прав интеллектуальной собственности. Ведь в Соглашении об Ассоциации между Украиной и ЕС отдельным разделом (глава 9) выделено сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности. Нормами Соглашения предусмотрено введение в Украине прогрессивных европейских правовых стандартов и норм законодательства, распространение знаний о практике ЕС в сфере правового регулирования отношений интеллектуальной собственности.

Украина была и остается в перечне стран, которые не обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности и в отношении которых ведется наблюдение Управлением торгового представителя США — страна находится в группе стран Priority Watch List. Среди ключевых проблемных вопросов: 1) несправедливое, непрозрачное администрирование системы организаций коллективного управления, которые отвечают за сбор и распределение роялти собственникам прав; 2) широкое использование нелицензионного программного обеспечения украинскими государственными учреждениями; 3) неиспользоние эффективных средств борьбы с широкомасштабным нарушением авторских прав в Интернете.

Из-за непредоставления Украиной надлежащей и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в декабре 2017 г. США объявили о частичной приостановке для Украины льгот (согласно Генеральной системе преференций). В 2019 г. Соединенные Штаты восстановили некоторые приостановленные льготы, признавая конкретные шаги, которые мы предприняли для реформирования своего режима защиты прав интеллектуальной собственности.

О наличии проблем в сфере защиты прав интеллектуальной собственности свидетельствуют и низкие позиции Украины в глобальных рейтингах: по показателю «Защита интеллектуальной собственности» в рейтингах Глобального индекса конкурентоспособности 2019 г. страна заняла 118-е место среди 141 страны; в рейтинге Индекса прав собственности (IPRI-109) по субиндексу «Защита права интеллектуальной собственности» среди 129 стран — 88-е место, в том числе по показателю «Восприятие защиты ІР» — 105; по показателю «Патентная защита» — 43; по показателю «Пиратство авторских прав» — 93-е место.

Наряду с проблемами по созданию объектов и защите прав интеллектуальной собственности у нас не создана благоприятная среда коммерциализации интеллектуальной собственности (то есть применение исключительных прав на использование и передачу интеллектуальной собственности).

Важной составляющей процессов коммерциализации является законодательное закрепление распределения прибыли между отдельными исследователями, учреждениями и посредниками, которые играют главную роль при коммерциализации — если раньше посредники (офисы коммерциализации) были подразделениями внутри научного института, то теперь в основном находятся вне институтов.

Стоит отметить, что определенные шаги по созданию учреждений, которые могут способствовать коммерциализации объектов права интеллектуальной собственности, все же предпринимаются. В частности, 26 июля 2017 г. между Минэкономразвития и Всемирной организацией интеллектуальной собственности заключен Меморандум о взаимопонимании по созданию Центров поддержки технологий и инноваций в Украине — на базе Государственной организации «Национальный офис интеллектуальной собственности». Создан Центр поддержки технологий и инноваций (TISC). Данный проект направлен на развитие интеллектуальной собственности и стимулирование инновационных процессов. Основная цель TISC — предоставление изобретателям удаленного доступа к высококачественной технической информации и связанным услугам, что позволит им раскрыть свой потенциал, обеспечить охрану прав и управление ими.

Чтобы повысить эффективность инновационных процессов, необходимо обеспечить дальнейшее развитие учреждений трансфера технологий и сетевых структур (в частности на уровне регионов), способствовать развитию инновационного предпринимательства, технопарков и технополисов, бизнес-инкубаторов, кластеров и т. д. Поддержка и стимулирование подобных учреждений будет способствовать урегулированию взаимоотношений между наукой и производством, обеспечивать увеличение объемов коммерциализации технологий и выпуск обновленной продукции.

Как нам выйти из кризиса?

В Китае, Японии и Кореи именно интеллектуальная собственность стала главной движущей силой экономического развития, они буквально ворвались в категорию ведущих стран! Развитие интеллектуальной собственности в таких странах произошло благодаря государственным решениям, направленным на развитие образования, науки, поддержку научных исследований, стимулирование авторов и научных учреждений к созданию и введению в экономику новых технологических решений в виде объектов интеллектуальной собственности.
В Украине же в последние 30 лет происходит снижение патентной активности и качества патентирующихся предложений. Наши изобретатели не видят перспектив для реализации своих идей или не имеют средств для патентования, потому что весь процесс от изобретения до патентования стоит от 5 до 15 тыс. долларов. В мире преобладающее количество патентов относится к 5-му и 6-му технологическим укладам, у нас — только к 3-му и 4-му.

Такая ситуация неслучайна. Процент финансирования науки в ВВП в последние годы у нас составляет приблизительно 0,37—0,47%, что в 10 раз меньше, чем, скажем, в Израиле. Полностью уничтожены высококвалифицированная отраслевая и заводская наука. А с подачи заграничных советников все время ведутся разговоры о необходимости слияния университетской и академической науки, что приведет к окончательному уничтожению и академической науки. Количество ученых за последние 30 лет тоже существенно уменьшилось. Новое оборудование для исследований не закупается...

Анализ перспектив возможного экономического развития экономики страны свидетельствует: развитие интеллектуальной собственности на сегодняшний день является одним из немногих шансов страны покинуть последние места в мире по уровню доходов. Возможно, развитие науки и интеллектуальная собственность — последний шанс Украины на выход из жалкого экономического положения.

Несмотря на все старания научного сообщества Украины, стратегически важные документы, которые дали бы импульс для развития сферы интеллектуальной собственности и инноваций, не стали стержнем правительственных программ на средне- и долгосрочный периоды.

Для Украины важен опыт ЕС по формированию региональной модели защиты прав интеллектуальной собственности, в рамках которой действуют единые регистрационная, информационная и институционная системы, гарантирующие высокий уровень защиты интеллектуальной собственности и обеспечивающие формирование общеевропейского инновационного пространства, и опыт США, которые имеют одну из наиболее эффективных национальных систем защиты интеллектуальной собственности, обеспечивающей защиту американских производителей от контрафакции, фальсификации, пиратства, плагиата.

Владимир ХАУСТОВ, ученый секретарь ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины».

Фото из открытых источников.