Крещение, иконостас Скита Манявского (Ивано-Франковск), 1698—1705 гг., Иов Кондзелевич.

Сегодня, 19 января, мы празднуем один из самых больших, двунадесятых, христианских праздников — Крещение Господне, или Богоявление. Вспоминая евангельское событие — крещение 30-летнего Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Предтечей, мы становимся ближе к Богу, каждый раз обновляемся для достойной жизни.

Святое крещение является основой христианской жизни и первым таинством, которое принимает человек. «Христос не имел даже малейшей необходимости принимать крещение от Иоанна. Будучи непорочным и безгрешным, рожденным от Духа Святого и Пречистой и Пресвятой Девы Марии, Господь Сам был источником чистоты и святости. Святитель Епифаний Кипрский говорит, что Христос крестился от Иоанна, чтобы до конца выполнить все присущее принятому Им человеческому естеству, и показать, что Он принял истинную плоть и является истинным человеком», — отмечает митрополит Киевский и всея Украины Епифаний. — Святая церковь, прославляя крещение Господне, призывает каждого из нас следовать всему тому, что выполнил Спаситель. После крещения Иисус Христос удалился в пустыню, где переносил пост и искушения дьявола, которого победил словом Божьим».

Миссию крестить Иисус передал апостолам: «Итак, идите, научите все народы: крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28 19—20) и «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15—16).

Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что, как написано в Священном Писании, когда Иисус Христос выходил из реки на берег, на Него сошел Святой Дух в образе голубя и с небес послышался голос Бога-Отца: «Ты Сын мой любимый!». По христианскому учению, этот праздник подтверждает таинство Святой Троицы, ведь Бог явился всему миру в трех ипостасях: Бог-Отец — голосом своим, Сын Божий — крещением в Иордане и Бог — Святой Дух — схождением в виде голубя.

К Крещению в украинских городах и селах готовились заранее. Накануне, за несколько дней или вечером 18 января, компания шла к реке или пруду, и парни вырубали изо льда крест «Иордан», ставили его рядом с прорубью и украшали веточками ели. Хозяйки готовились ко второму Святвечеру, который называется Голодная кутья. В надвечерье Богоявления пекли пирожки, с которыми девушки выходили на улицу звать свою судьбу, а матери подавали к столу хоть и не 12 блюд, но все постные — кутью и узвар, рыбу, вареники, голубцы. На ужин уже не приглашали, как на Рождество, святые души, они должны были возвращаться на тот свет, и для них это был голодный Святвечер. Хозяин, открывая дверь, звал мороз и бурю кутью есть, а за это просил, чтобы не вредили людям, скоту, посевам. Обращался он и к злым силам: «Не дадим Святой вечери, будьте голодные, холодные, неприкаянные, сгиньте от голода!».

Самый торжественный момент действа — освящение воды, которое происходит дважды — вечером 18 и утром 19 января. Первые христиане святили воду в надвечерье Богоявления. Традицию совершать торжественное шествие на реку Иордан и освящать воду там, вспоминая об одном из важнейших событий в земной жизни Спасителя именно в день Богоявления, установила Иерусалимская церковь.

Утром 19 января церкви наполняются торжественным звоном, созывая верующих в храм. После литургии начинается освящение воды во дворе церкви или на открытых водоемах.

Освящение воды в течение года называют малым, лишь 18 и 19 января совершается чин великого освящения воды с особыми молитвами и чтением Священного Писания. Поэтому иорданскую воду называют «великой агиасмой», то есть святыней, которая должна быть в каждой семье. Считается, что на Крещение она становится особенной. Действительно, освященная на Богоявление вода не портится целый год. Церковь объясняет этот феномен тем, что на Крещение Божья благодать сходит на землю, и все воды оживают. Некоторые ученые утверждают, что в этот день наша планета проходит такой отрезок космического пространства, который стирает негативную память и омолаживает ее.

Украинцы издавна считали, что такая вода обладает целебными и магическими свойствами, ею окропляли двор, чтобы отогнать нечистую силу, поили скот. В народе существует поверье, что в тот момент, когда священник погружает в воду серебряный крест, вся нечисть выпрыгивает из реки и остается на берегу, пока кто-то не придет на берег стирать белье. Поэтому хозяйки не спешили с домашней работой, чтобы черти хоть неделю померзли.

Священники призывают в этот день приходить в церковь с открытым сердцем — кто сподобится причаститься Богу, получит радость. А вот тому, у кого в сердце пустота или гнев, не поможет даже самая большая банка воды.

В Православной церкви Украины, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Епифаний, также призывают избавиться от мифов, связанных с Богоявлением. Сейчас, 19 января, в водоемах устраивают массовые ныряния и купания с целью «смыть грехи» в освященной воде. В пресс-службе ПЦУ отмечают, что «омовение в проруби на Крещение не приводит к духовному очищению и не «освобождает» от грехов! Никакого церковного предписания для совершения такого деяния нет и, как утверждают исследователи, у украинского народа оно не имело распространения». Появился ритуал, не являющийся заменителем участия в богослужении и молитве, в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Поэтому очень важно понимать суть христианского праздника и не путать его с модой, традициями, народными верованиями, тем более — с предрассудками или суевериями, добавляют в ПЦУ.

Крещение завершает зимние святки. И хотя на следующий день уже начинается привычный ритм бытия, люди в течение некоторого времени и дальше будут здороваться «Христос крестился» и слышать в ответ «В реке Иордан» и на вечерницах петь:

«На річці на Йордані
Мати Сина купає,
Гріх і біль наш змиває.
Освятив Йордан воду
на щастя,
На здоров’я, на вашу вроду.
Цілий світ звеселився,
Христос Охрестився!»

Фото с сайта http://hram.lviv.ua

Между тем

Локаций для массового купания не будет

На Крещение в Мариуполе на Донетчине не будут организовываться специальные локации для купания. Как пояснил начальник аварийно-спасательной службы Александр Татай, это связано с карантинными ограничениями.
«Согласно постановлению правительства все массовые празднования и мероприятия запрещены. Поэтому мы не будем организовывать купели, как это было в прошлые годы. Просим жителей города отнестись с пониманием к сложившейся ситуации. Призываем отпраздновать Крещение дома», — подчеркнул Александр Татай.
Чиновник добавил, что аварийно-водолазная служба Мариупольского горсовета будет работать 19 января в усиленном режиме. В патрулировании пляжей будут задействованы три группы спасателей.

Владислав ЛЕОШКО.