Автобус концерна «Электрон».

Щокирующий общественный резонанс вызвало заявление городского головы Андрея Садового, что международный тендер на закупку 100 автобусов для перевозки львовян может выиграть белорусский завод «МАЗ», хотя автобусы нового поколения и лучшего качества изготовляет львовский концерн «Электрон». И это далеко неединичный случай, когда город закупает продукцию зарубежного производителя, а тем временем не хуже производят во Львове.

Так недавно было и с электроопорами для троллейбусных линий, которые город закупил в Словакии вдвое дороже, чем предлагал местный производитель, и качеством они не уступали.

История с белорусскими автобусами стала той каплей, которая возмутила общественность. Гневное заявление концерна «Электрон» в социальных сетях за два дня получило более 100 тысяч просмотров и поддержку жителей города.

Позиция городского головы Андрея Садового следующая: «Львов при финансовой поддержке Европейского инвестиционного банка намерен приобрести 100 автобусов. По оценкам международных экспертов, самое выгодное предложение предоставила белорусская компания «МАЗ». Предложения других участников тендера или значительно дороже, или не отвечают техническим условиям. И тут вопрос. Имеем ли мы моральное право покупать автобусы в Беларуси?».

Как рассказали «Голосу Украины» в концерне «Электрон», львовские автобусы нового поколения немного дороже, но их цена оправдана экономической эффективностью и гарантией на 15 лет. Производственники применили ряд новейших конструкторских разработок. Кузов изготовляют из конструктивной и нержавеющий стали и композитных материалов — это обеспечивает защиту от коррозии и гарантирует эксплуатационный ресурс на значительно больше лет, чем другие производители. Современное электрооборудование обеспечивает беспрерывное компьютерное управление и диагностику всех систем и агрегатов, что позволяет быстро выявлять неисправности.

На львовских автобусах установлены двигатели американской фирмы CUMMINS, которые третий год подряд в мире признают самыми лучшими и экономичными. Концерн «Электрон» применяет агрегаты и компоненты ведущих европейских производителей, что обеспечивает лучшее качество, надежность и долговечность автобусов. По техническому уровню они относятся к классу производителей уровня автобусов «МАН», «Мерседес». А белорусские «МАЗ» — это автобусы предыдущего поколения.

Что влияет на разницу в ценах? Белорусский «МАЗ» — это государственное предприятие, которое получает субсидии из государственного бюджета и пользуется значительными налоговыми льготами. При ввезении в Украину «МАЗ» не платит пошлину, до сих пор действует соглашение о свободной торговле в рамках СНГ.

«Министерство финансов Республики Беларусь компенсирует банкам и лизинговым компаниям платежи по уплате клиентами процентов и лизинговых выплат в размере две трети ставки рефинансирования, если эти клиенты покупают товары белорусского происхождения. К тому же президент Беларуси с целью экспансии на внешние рынки предоставил «МАЗу» в течение двух лет безвозвратную государственную помощь в сумме более 500 млн долларов США. Однако, несмотря на значительную государственную поддержку, «МАЗ» является хронически убыточным: убытки за период 2015—2018 годов составляли свыше 100 млн долларов. Вышеприведенная финансовая информация подается из открытых источников Беларуси», — подчеркнули в концерне «Электрон».

В конечном итоге — это подтверждает, что продукция белорусского производителя демпингуется. Тем временем белорусский рынок полностью закрыт для зарубежных производителей, в том числе — украинских. С 2018 года действует строгий запрет импорта продукции, аналоги которой изготовляет Беларусь.

И напоследок, в концерне «Электрон» подсчитали, что по этому контракту украинское предприятие уплатило бы в местный и государственный бюджет более 100 млн грн и свыше 200 работников имели бы достойную заработную плату.

Кстати, за два последних года в условиях пандемии концерн уплатил свыше миллиарда гривен налогов.

Украина — едва ли не единственная страна в мире, которая в госзакупках не использует неценовые критерии. Не учитывается ни жизненный цикл предлагаемой техники и оборудования, ни локализация, ни занятость, ни корпоративная социальная ответственность, ни экология — ничего, только цена. Например, на тендерах в Польше цена составляет всего 15%, остальные 85% — мультипликационный критерий, в котором заложены все вышеперечисленные условия. Все успешные государства поддерживают своих производителей, потому что импорт — это рабочие места и налоги в других странах.

Что надо сделать для создания равных, недискриминационных условий для всех участников публичных закупок, для поддержки отечественного производителя?

Президент концерна «Электрон» Юрий Бубес считает, что необходимо предпринять ряд важных шагов. Во-первых, Верховной Раде надо безотлагательно принять во втором чтении проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, а также в Таможенный кодекс и другие законодательные акты относительно стимулирования развития электрического транспорта страны.

Во-вторых, надо внести изменения и в Закон «О публичных закупках» и создать предпосылки для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности.

В-третьих, Национальному банку Украины, Минфину, Министерству инфраструктуры разработать механизмы от негативных последствий непрогнозированных и спекулятивных валютных колебаний. И, в-четвертых, положительный опыт Кабинета Министров Украины по льготному кредитованию малых и средних предприятий распространить на машиностроение как стратегическую отрасль экономики. Да и правительству необходимо срочно пересмотреть условия договора о зоне свободной торговли с Республикой Беларусь и другими участниками свободной торговли СНГ, исключить троллейбусы, трамваи, автобусы, электробусы из перечня товаров, которые не подлежат беспошлинному ввозу в Украину.

Что касается сотрудничества с городским советом, то львовские предприниматели и бизнесмены советуют Львову перенять опыт города Калуш Ивано-Франковской области. В начале года здесь городской голова собирал руководителей ведущих предприятий и делился планами на будущее: что и когда город должен закупить. Дальше слово брали производственники и высказывали свои предложения. Таков на практике конкретный и действенный механизм поддержки отечественного производителя.

Львов.

Фото Руслана ЛИТВИНА.