Книга «Вінницький театр у свічаді історії (1910—1944)» — хороший подарок к 110-й годовщине храма театрального искусства. Ныне он имеет название областного академического музыкально-драматического имени Николая Садовского.

Построили по проекту архитектора города Григория Артынова. Через 33 года здание сгорело.
О его жизни рассказывается в книге. Большинство документов представлены впервые. Но не только этим интересно издание на 500 страниц...
Девять лет авторы книги, Лариса Семенко и Александр Логинов, собирали информацию. Рассказ базируется на документах из архивов, фотографиях, старых газетных публикациях. Здесь есть копии документов из архивов Москвы, Петербурга, Киева, Львова, Каменца-Подольского, нашего города. Некоторые — из зарубежных архивов. Большинство документов эксклюзивные.

Беседа с Ларисой Семенко, заведующей отделом областного краеведческого музея, началась с приятной неожиданности. Когда спросил, где можно приобрести новинку, Лариса подарила один экземпляр. Да еще и с автографом! Говорит, часть тиража отправили в библиотеки крупных городов. Есть книга и в нашей областной библиотеке. Получил ее коллектив театра. Правда, тираж небольшой. Позже узнал — книга издана за счет авторов...

Прочитав ее, с Ларисой Семенко беседовал генеральный директор театра имени Франко в Киеве Михаил Захаревич. Кстати, земляк виннитчан. Сказал: «Прошлая ночь для меня была бессонной — не мог оторваться от чтения. Столько нового открыл для себя!»

Городской зимний театр — так он назывался сначала. Здание соорудили в короткие сроки. Сперва его заказывала для себя городская Дума. А получился театр. Почему так произошло — детально описано в книге.

Тогдашний архитектор Артынов быстро подготовил проект. Чертежи представлены в издании. Зрительный зал имел тысячу мест.

Есть копии писем к правительству в Петербург и ответы из тогдашней столицы империи с согласованием строительства. Без скандала тоже не обошлось. Тогда, как и теперь, хватало желающих прикарманить часть денег.

Авторам книги удалось найти фото первой драматической труппы театра. Рядом с актерами узнаем фигуру архитектора Артынова. Он скромно стоит вторым справа во втором ряду.
Освещать открытие храма театрального искусства в Винницу съехались журналисты из разных изданий. «Наплыв публики в театр был просто невероятный! — писал журнал «Театр и искусство», выходивший в Петербурге. — Уже за несколько дней до открытия и показа первого спектакля все билеты были проданы. Хорошо освещенный зал, нарядные туалеты дам, фраки и смокинги мужчин. С блеском открыли сезон!»

И дальше: «Помещение очень высокое, три яруса лож. Производит впечатление своей белизной, электрическим освещением, воздушным отоплением. Очень хорошие фойе и помещение для буфета. Вообще это театр для большого города, каким в будущем станет Винница».

На открытие пригласили городскую Думу в полном составе, высших чиновников и известных лиц нашего города.

«Была поставлена сказка Гауптмана «Потонувший колокол», — написано в упомянутой журнальной статье. — Следует отметить, что и режиссер, и артисты добросовестно потрудились над пьесой, такую постановку не часто увидишь на провинциальной сцене».

Авторы книги отмечают: большая заслуга в том, что театр в Виннице состоялся, принадлежала тогдашнему председателю городской Думы Николаю Оводову и руководителям первой администрации театра.

Труппа первого сезона была небольшая — только 25 актеров. Скромная и численность администрации. Дирекцию возглавляла Татьяна Лентовская, уполномоченным дирекции был Сергей Бородин, главным режиссером Лазарев, режиссером Азовский, а суфлером Немиров.

Спектакли шли пять раз в неделю. Публика знала, что воскресенье — день, когда играют комедию, а вторник предназначен для премьер.

Ранее желающая зрелищ публика должна была ехать в Киев или Одессу, и вот свой театр появился в Виннице. Не на каждый спектакль удавалось приобрести билеты.
В винницкий театр просились актеры из других городов. «У нас хотел работать будущий импресарио выдающегося Шаляпина, — говорит Лариса Семенко. — Ему отказали. Думаю, что потом очень жалели».

Целая плеяда артистов, имена которых известны в мире театрального искусства, поднималась в свое время на сцену нашего театра.

Не каждый поклонник искусства может сказать, что знает о выступлении в Виннице Айседоры Дункан или Веры Холодной. Виннитчане аплодировали таким театральным звездам, как Мария Заньковецкая, Николай Садовский, Амвросий Бучма, Гнат Юра, Панас Саксаганский, Зоя Гайдай, Леонид Собинов...

Знаменитая российская кинодива, полтавчанка по происхождению, Вера Холодная приехала в Винницу с одним концертом. Он имел большой успех. Желающих попасть на ее выступление оставалось еще много. «Публика уговорила Веру Холодную выступить еще раз, и она осталась в Виннице до следующего дня», — писала одна из местных газет.

Приезд Маяковского запомнился тем, что поэт «опозорил» наш город в одном из своих стихов. О том, чем запомнилась Винница, упоминал организатор гастрольных поездок Маяковского Павел Лавут: «Неуютный и тесный вокзал, — говорится в воспоминаниях. — Кто-то энергично плюет на пол. Маяковский пытается пристыдить. Но тот не обращает внимания. После этого на афише появилась надпись: «Как плюются в Виннице». А дальше такие строки: «Товарищи люди, будьте культурны! На пол не плюйте, а плюйте в урны».

В разделе «Приложения» авторы подают репертуар театра исследуемых лет. Приводят фамилии известных актеров, всех руководителей театрального коллектива того времени. В списке — 23 человека. Последний из них — Юрий Авраменко. Он руководил коллективом с августа 1941-го по март 1944-го.

— В ноябре 1943-го репетиции были свернуты, — читаем в книге. — В начале следующего года, при приближении Красной армии, большинство винницких актеров в двух автобусах вывезли на Запад, театр сожгли. Возможно, пожар вызвал обстрел артиллерии или бомбардировка... Авторы ссылаются на документы, в одном из которых упомянуто о поджоге, в другом — об обстреле.

Весной 1944-го возобновились репетиции уже под советским надзором. Проводили их в здании бывшей синагоги. Первым спектаклем стала «Наталка Полтавка», который прошел в апреле 1944-го.

Далее отстроили театр по новому проекту — от старого фасада мало что осталось.

Разрушенное здание театра восстанавливали немецкие военнопленные. Об этом автору рассказывал, в частности, сын нашего известного режиссера Федора Верещагина — Федор Федорович.

А как-то позже в город приехала группа туристов из Германии. Один из них очень хотел попасть в театр. Конечно, туда повели всю делегацию. Когда гости поднялись на второй этаж, один из них вдруг стал на колени, склонил голову и коснулся губами паркета. Как выяснилось, он был одним из тех пленных, которые в 1944-м работали на строительстве театра.

Винница.

На снимке: Лариса Семенко девять лет собирала материал для книги — издание уникально эксклюзивными документами.

Фото автора.