Начало XXI века ознаменовано переосмыслением и переформатированием подходов к решению проблем образования, обучения, учебно-воспитательного процесса, знания и рассудительности, познания, утверждением статуса научного, научно-педагогического, педагогического работника, а также разработкой и внедрением инноваций во все сферы жизни.

Современность характеризуется экономическими, социальными, образовательными реформами и изменениями, которые осуществляются в нашем государстве и непосредственно касаются каждого ребенка, подростка, конкретного молодого человека. Общество нуждается в стабильном, устойчивом развитии, природосоответстсвующем сосуществовании и реализации права личности на жизнетворчество.

Международным сообществом образование рассматривается как одно из основоположных прав человека, общественное благо и государственная ответственность. Актуальной является проблема минимизации существующих угроз, когда под прикрытием «международных организаций» реализуются образовательные проекты наподобие «хочешь поработить народ, воспитывай его детей на свой лад». Поэтому особую актуальность приобретает народная мудрость, гласящая: «Если твои планы рассчитаны на год — сей рожь, если на десятилетия — сажай деревья, если на века — воспитывай детей». То есть, наука, образование, обучение, учебно-воспитательный процесс, воспитание, знания, рассудительность, познания — это стратегическая общегосударственная задача, и она действенна тогда, когда знания реализуются в устойчивые убеждения и государственную позицию, самоутверждение личности и народа.

24 января 2019 года прошел первый Международный день образования. После принятия ООН Резолюции 73/25 ежегодно в этот день провозглашается роль образования для поддержания мира и развития.

В контексте указанного 24 января 2021 года мировое сообщество в третий раз отметит Международный день образования, отдав должное силе выверенных научных знаний и его центральной роли в обеспечении благополучия людей и планеты. Указанное событие побуждает сверить стратегические задачи и приоритеты для украинской науки, экономики, культуры, образования.

Организация Объединенных Наций приглашает все свои государства-члены и агентства, а также общественные организации, академические учреждения, частный сектор, отдельных лиц, гражданское общество и другие заинтересованные стороны отметить этот день.

Украинская научно-образовательная общественность присоединяется к празднованию Международного дня образования и рассматривает его в контексте формирования ориентиров относительно определения и корректировки образовательной политики как на общегосударственном уровне, так и в европейском, международном измерениях. Особое значение приобретает и требует государственной поддержки движение «Педагоги за Мир и взаимопонимание», а также наработки украинских ученых, работников образования и дипломатов в плоскости «Культура мира».

Отмечая Международный день образования, целесообразно учитывать то, что Украина является и соучредителем, и постоянным членом Организации Объединенных Наций (ООН). Международная организация основана 24 октября 1945 г. на конференции в Сан-Франциско на основании Хартии Объединенных Наций. Декларированная цель деятельности организации — поддержание и укрепление мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами мира.

Широкое сотрудничество государств с целью обеспечения и защиты прав человека является важным и неотъемлемым элементом современных международных отношений, в том числе в сфере образования. Необходимость такого сотрудничества обусловлена ростом всемирного значения очерченных проблем и непосредственно вытекает из обязательств государств-членов Организации Объединенных Наций.

Основоположными документами ООН являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка. Указанными международными документами провозглашено:
— всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду Декларацию, стремились путем образования содействовать уважению этих прав, свобод и обязательств;

— признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав, являющихся основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

— учитывание должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка;

— народы Объединенных Наций подтвердили свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности, решительность способствовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе.

Базовые принципы, положения, определенные этими и другими международными документами, нашли свое отображение в Конституции Украины, законодательных актах, нормативно-правовых документах и других мероприятиях, направленных на развитие науки, образования, культуры и реализацию основных прав, свобод и обязанностей личности. В этом случае учитывается предостережение о том, что международные проекты и тенденции не должны отрицательно влиять на формирование украинского мира, который основывается на науке, культуре, образовании, украинском языке, этнической и общественно-политической украинской идентичности, общей исторической памяти и общих духовно-моральных предпосылках защиты, сохранения, существования и развития украинского общества. Актуальным является комплексная реализация основной образовательной цели: «Познай себя, свой род, свою семью, свой народ, а также познай МИР — Вселенную и Мир».

Зафиксированные на международном, европейском и общегосударственном уровнях цели и принципы социального прогресса и развития, конкретные средства и методы решения актуальных проблем инструментами науки, образования и культуры, подчеркивают тесную взаимосвязь этих проблем с обеспечением прав человека, защитой прав ребенка особенно в экономической, социальной, научной, образовательной и культурной сферах жизни общества.

пределяющее то, что человек и особенно ребенок являются основным субъектом развития и социальных преобразований в демократической стране и базисной составляющей гражданского общества. Главной целью международного сотрудничества в сфере науки, культуры и образования является обеспечение каждому человеку доступа к качественному образованию, научным знаниям, искусству и литературе как собственного народа, так и всех народов мира. Государство берет на себя обязательство использовать разные степени и формы качественного образования и средства массовой информации для воспитания уважения к основным свободам, правам и обязательствам человека, достоинству личности индивидуума.

Становление и развитие демократического гражданского общества рассматривается как длительный циклический научный, культурный, образовательный, общественный, экономический и информационный процесс, который связан с образованием и самообразованием, воспитанием и самовоспитанием личности, самоорганизацией человеческого сообщества, направленных на осознание своей идентичности, осмысление своих корней, защиту, утверждение, развитие и восстановление своих истинных интересов, имеющих долгосрочный характер.

Украина разделяет общую историю и общие ценности со славянским миром, странами-членами Европейского Союза, что открывает ей новые возможности в своей европейской идентичности. Европейский выбор Украины подтверждает Соглашение об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны (2014), а также многочисленные соглашения, заявления и политические шаги, характеризующие вектор развития нашего государства.

К сожалению, на практике реализации конституционных предписаний, законодательных норм, международных и европейских требований, направленных на обеспечение прогрессивного развития науки, культуры, образования, Украина сталкивается с серьезными внешними международными угрозами и внутренними препятствиями, вызванными, спровоцированными неподготовленным, спонтанным реформированием всех сфер общественно-экономической жизни и особенно ошибочными, негативными процессами в сферах экономики, культуры, образования, здравоохранения, информации.

Украинские научные школы наработали целостную и самодостаточную систему видения развития образовательной сферы, которая может быть достойно представлена как на европейском, так и на международном уровнях. Об этом свидетельствует имеющаяся квалификация образования, обучения, учебно-воспитательного процесса, образовательного процесса, знания и рассудительности, познания и инноваций в образовании:

— образование трактуется как процесс и результат усвоения личностью определенной системы научных знаний, практических умений и навыков, компетентностей и связанных с ними того или иного уровня развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также духовной, морально-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют социальное лицо и индивидуальную своеобразность этой личности;

— обучение определяется как основной путь получения образования, целесообразно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками, компетентностями под руководством научных, научно-педагогических, педагогических работников, мастеров, наставников и т. п. Обучение развивает познавательные способности, задатки и возможности учеников, формирует взгляды и убеждения, основные черты личности;

— учебно-воспитательный процесс — сущность современной дефиниции педагогики, которая определяет ее как науку о воспитании и обучении. Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий для развития человека, процесс получения совокупности знаний, культурных навыков, взглядов, составляющих общий уровень духовного развития человека и являющихся следствием системного влияния культурной и материальной среды, обучения;

образовательный процесс — система научно-методических и педагогических мероприятий, направленных на развитие личности путем формирования и применения ее компетентностей;

— знание рассматривается как особая форма духовного усвоения результатов познания (процесса воспроизведения действительности), характеризующаяся осознанием их истинности;

— рассудительность — способность мыслить, размышлять, действовать правильно, обоснованно, спокойно и разумно; глубоко проникать в сущность явления; искать научное предусмотрение и уметь скрывать свои чувства;

— познание представляется научными работниками как общественно-исторический процесс получения, накопления и систематизации знания о сущности и смысле жизни, природе, обществе, человеке и его внутреннем мире, а также проверенный практикой результат познания действительности, правильное ее отображение в мышлении человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий;

— инновации в образовании предусматривают формирование процесса создания, внедрения и распространения в образовательной практике новых идей, средств, педагогических и управленческих технологий, в результате которых повышаются показатели (уровни) достижений структурных компонентов образования, происходит переход системы к качественно другому прогрессивному состоянию.

В данное время назрела насущная проблема в сохранении, возрождении, выращивании, развитии научных, образовательных, профессиональных школ, внедрении комплекса мероприятий, которые бы создавали предпосылки для предостережения, защиты, безопасности, спасения от угроз, преодоления препятствий содержанием, приемами, методами, средствами культуры, образования, обучения, знания, познания и информации.

Осмысления и осознания требует тот факт, что право на бесплатное качественное образование — одно из неотъемлемых прав человека, и что наука и образование играют определяющую роль в получении и углублении выверенных научных знаний и являются исключительно богатым культурным и научным достижением как отдельных лиц, так и общества.

Политикам, государственным деятелям и законодателям целесообразно учитывать, что наука, культура и образование играют стратегическую, решающую роль в утверждении Мира, солидарности, содружества, взаимопонимания и терпимости, в формировании взаимного доверия между членами общества, народами и странами. Ключевая роль в решении очерченной задачи принадлежит Ученому, Профессору, Учителю.

Важной составляющей европейской интеграции Украины является вхождение национальной системы образования в европейское образовательное пространство. Актуальным в этом смысле является сравнительный анализ развития национальной сферы образования Украины в контексте изменений в образовании стран Европы, в частности членов ЕС, осмыслении сущности реформ и инноваций, которые вводятся сейчас в европейском образовательном пространстве.

Европейский комитет профсоюзов образования признает роль образования, и особенно учителей, в продвижении и защите мирного и инклюзивного общества, а также начал свою кампанию «Формирование будущего Европы с учителями».

Именно педагог является основой этой инициативы, поэтому государство обязано поднимать престиж и привлекательность профессии учителя, с лучшими условиями труда и большим доступом к беспрерывному профессиональному развитию, чтобы учителя могли должным образом готовить учеников к требованиям этого противоречивого и быстро меняющегося мира. Более того, рост экстремизма, ксенофобии и нетерпимости в Европе поднимает значение учителей в противодействии этой тенденции, развивая аналитическое, логическое мышление учеников и способствуя демократическому гражданству.

Актуальным является решение вопросов будущего обучения и формирования прогрессивного влияния образования на общество завтрашнего дня.

В этом году празднование посвящено комплексному характеру образования, а также тем многочисленным способам, с помощью которых обучение способствует расширению возможностей людей, сохранению планеты, достижению общего процветания и укреплению мира.

Международный день образования призван также обратить внимание на актуальные проблемы в сфере образования, а также на тот факт, что страны не в состоянии выполнить обязательства в достижении Целей в области устойчивого развития на период до 2030, взятые ими пять лет назад.

ЮНЕСКО привлекает внимание руководителей государств к решению проблем детей и молодых людей, не посещающих школу; детей и подростков, не владеющих элементарными навыками читать и считать; молодых людей и взрослых, которые, как и ранее, не умеют читать и писать.

Без обеспечения всеохватывающего и справедливого качественного образования, глубоких знаний, широкого кругозора, сформированных компетентностей, без создания возможности обучения в течение всей жизни для всех государств не удастся разорвать круг бедности, который оставляет миллионы детей, молодежь и взрослых за рамками процесса развития.

С целью преодолеть эти вызовы и спрогнозировать следующие десятилетия, ЮНЕСКО провозгласило глобальную инициативу Перспективы образования» в работе Генеральной Ассамблеи ООН в 2019 году. Эта акция ставит своей задачей переосмыслить, как знания, рассудительность и обучение могут определять будущее человечества и планеты.

Инициатива «Перспективы образования» уже начала процесс онлайн-консультаций с общественностью и просит всех желающих внести свой вклад в дебаты.

Международная комиссия, которую возглавляет президент Эфиопии Сахле-Ворк Зевде, сосредоточила свое внимание на переосмыслении роли образования, обучения и знаний в свете серьезных проблем и возможностей прогнозируемого, возможного, предпочтительного и лучшего будущего.

Вопрос об образовании, обучении, учебно-воспитательном процессе, знании и рассудительности особенно молодого поколения также актуален в связи с воспитанием гражданина в контексте активного участия в становлении и развитии демократического гражданского общества, правового государства, культурного сосуществования на основе осознания своей неповторимой духовно-моральной идентичности.

При формировании стратегии развития образования Украины следует также учитывать результаты работы Всемирного образовательного форума, прошедшего в мае 2015 года в г. Инчхоне (Республика Корея), на котором была сформулирована концепция образования на следующие 15 лет. Всемирный образовательный форум представителей 160 государств принял Декларацию «Образование 2030. На пути ко всеохватывающему и справедливому качественному образованию и обучению в течение жизни для всех».

Инчхонская декларация получила одобрение мирового образовательного сообщества, в том числе неправительственных и молодежных организаций и министров более чем из 100 стран.

Декларация призывает государства обеспечить инклюзивное и качественное образование на равноправной основе, а также предоставить каждому человеку возможность получать образование в течение всей жизни. Идеи декларации дополняют основные современные тенденции обеспечения развития задатков, способностей, дарований, компетентностей личности ученика и студента. Основные положения Декларации легли в основу образовательных задач в рамках Целей устойчивого развития, утвержденных ООН в сентябре 2015 года.

Ценность Инчхонской декларации заключается в том, что она: отражает наше твердое намерение обеспечить всем детям и молодым людям знания и умения, будет способствовать возможности им жить достойно, раскрыть свой потенциал, активно участвовать в жизни общества и стать ответственными гражданами мира, призывает государства обеспечить возможность получать образование на протяжении всей жизни, чтобы люди могли продолжать расти и развиваться, утверждает идею того, что образование способствует укреплению консолидации, мира и стабильному устойчивому развитию».

Инчхонская декларация призвана окончательно выполнить смелые задачи, поставленные в рамках «Образование для всех» и Целей развития тысячелетия.

Декларацией возлагается обязательства и задачи на государство обеспечить право детей и учеников на бесплатное качественное образование, развитие своих задатков, способностей и дарований, свести до минимума неравенство и несправедливость в современном мире, дать всем детям реально равную возможность получить качественное, конкурентоспособное образование. Государство в лице политиков, законодателей, государственных служащих обязано понимать и поддерживать эти идеи, создавать законодательную основу для обеспечения их реализации и в практической деятельности обеспечивать реализацию права каждого ученика на бесплатное государственное качественное образование.

Такую же позицию исповедует Международная ассоциация «Интернационал Образования», объединяющая более 30 миллионов преподавателей и работников системы образования во всем мире. Реализация этой цели в сфере образования требует, чтобы в школах работали профессиональные и компетентные преподаватели с высоким уровнем мотивации, всегда готовые помочь своим ученикам. Обеспечение качественного образования для всех невозможно без изменений в системе образования. Чтобы осуществить Рамочную программу действий в сфере образования до 2030 года и повысить качество образования, необходимо сделать так, чтобы система образования поощряла создание культуры сотрудничества.

Образование необходимо для достижения всех новых целей стабильного, устойчивого развития. Оно является важным фактором искоренения бедности, всеобщего процветания, широкомасштабного экономического роста и построения мирного и толерантного общества.

По мнению международных экспертов, Инчхонская декларация отражает общую приверженность этой идее и желание воплотить ее в жизнь. Она является свидетельством того,  что качественное, доступное, научно выверенное образование способно менять жизнь людей к лучшему.

С целью обеспечения национальных интересов Украины относительно устойчивого развития экономики, гражданского общества и государства для достижения роста уровня и качества жизни населения, соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина Указом Президента Украины № 722/2019 от 30 сентября 2019 года поддержаны провозглашенные резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года № 70/1 глобальные цели устойчивого развития до 2030 года и результаты их адаптации с учетом специфики развития Украины и изложены в Национальном докладе «Цели устойчивого развития: Украина».

На сегодняшний день мы имеем стратегические, согласованные, выверенные документы, которые требуют немедленного воплощения в практическую деятельность.

Борис ЧИЖЕВСКИЙ, руководитель секретариата Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций.