На снимке: общение с учительницей в смартфоне.

Несмотря на похолодание, которое наблюдалось в последнее время, у педагогов общеобразовательных учебных заведений Полтавщины, школьников и их родителей наконец отходят «зашпори» от жестких карантинных ограничений и обусловленного ими дистанционного обучения. Его обычный режим возобновляют даже самые осторожные.

В Миргороде, где и после окончания локдауна практиковали смешанную форму обучения для учеников 5—8-х классов, с понедельника, 8 февраля, сели за парты все получатели образования. Кроме тех, кто находится на самоизоляции. И еще один класс в школе № 9 (там зафиксировали вспышку COVID-19) оставался на дистанционке. В таких обстоятельствах практически повсеместно вынужденные перерывы на удаленные уроки оказались беспрецедентно длинными. Последний из них для учеников средних и старших классов полтавских школ продолжался фактически четыре месяца! Как это сказалось на качестве образовательного процесса, взаимоотношениях между его участниками? Попробуем разобраться.

— В нашем заведении дистанционное обучение, считаю, было организовано на довольно высоком уровне, — рассказала «Голосу Украины» учительница математики Полтавской гимназии № 17 Виктория Ковалевская. — Потому что и готовились к нему, и учились все вместе. Не останавливали также воспитательную работу. И все равно замечаем, что после возвращения за парты дети стали более закрытыми, им теперь сложнее общаться с ровесниками. Поэтому ныне с классами поочередно работает наш психолог. На удаленных уроках основной проблемой, считаю, была недостаточная техническая обеспеченность детей. Не только потому, что некоторые ученики пользовались устаревшими мобильными телефонами. Иногда, скажем, Интернет вообще пропадал, а родители вовремя не сообщали о проблемах с ним. И тогда не знаешь, ученик не вышел на связь по этой причине или просто банально проспал. Мне лично очень помогал в работе графический планшет, без которого на расстоянии сложно объяснять, например, законы геометрии. Для заинтересованности гимназистов сама разрабатывала задания-комиксы, и дети охотно включались в эту своеобразную игру. Математика — наука непростая, она требует упорства и последовательности в обучении. Поэтому не буду скрывать: тот, кто хотел отдохнуть от нее во время карантина, таки запустил материал. Теперь надо наверстывать. Но, в конце концов, все зависит от мотивации учеников и умения родителей объяснить детям, зачем нужны знания, а не от формы обучения.

— Для меня лично каких-то трудностей при переходе на дистанционное обучение не возникало, — подчеркивает учительница украинского языка и литературы Сергеевской общеобразовательной школы І—ІІІ ступеней Инна Панасейко. — Потому что и ранее использовала в своей работе онлайн-сервисы. А дети, в частности и наши сельские, сами научат обращению с современными гаджетами любого взрослого. Скажем, ребята-восьмиклассники у нас даже сняли видео о том, как подключать к телефону платформу Zoom для онлайн-общения, и мы распространяли его в школьной группе. Да, не в каждой семье хватает средств на технические новинки. Но главное, чтобы была заинтересованность и поддержка взрослых. В одной из семей в нашей школе учатся сразу трое детей. Так во время январского локдауна они выходили на связь и с маминого, и с бабушкиного телефонов... Кстати, в старших классах нашей сельской школы учатся от 7 до 11 детей. Поэтому шансов остаться незамеченным учителем у них практически нет — постоянно общаемся с учениками и в классе, и во время онлайн-уроков.

— Удаленные занятия не стали для меня новинкой, — уверяет учительница трудового обучения Полтавской гимназии «Здоровье» № 14 Татьяна Куратник. — Ведь возможности Интернета использовала и ранее для отрабатывания с учениками дополнительного учебного материала. Имею собственный сайт, который очень помог во время первого карантина. Дальше выбор платформ для онлайн-общения, конечно, существенно расширялся. Да, дистанционно учить детей делать полезные вещи своими руками сложнее. Поэтому обязательно использую игровые формы, видеоматериалы с мастер-классами — от известных мастеров и собственными. Незаменимой помощницей учителя трудового обучения считаю виртуальную доску. Как проверить, не ошибся ли и не схитрил ли ребенок где-то при изготовлении, скажем, елочного украшения, символа года — фетрового бычка — или пасхальной писанки, когда ты не можешь потрогать готовое изделие? Я просила учеников присылать мне пошаговые фото своих работ. Очень важным было и непосредственное онлайн-общение с учениками в синхронном режиме. Собственно, время на синхронный и асинхронный режимы дистанционного обучения распределяла фактически поровну. По моему мнению, главным итогом удаленных уроков стало осознание того, что образование уже не будет таким, как прежде. Смешанные формы обучения останутся в нем навсегда. Если ребенок мотивирован к обучению, а учитель — к саморазвитию, этот тандем даст хорошие результаты.

До недавнего времени виртуальные уроки музыки, пения или танца в специализированных художественных школах многим казались фантастикой. Однако во время усиления ограничений дистанционка для педагогов и учеников Полтавской городской школы искусств «Малая академия искусств имени Раисы Кириченко» стала совсем не виртуальной реальностью. Воспитанники хореографического отделения во время домашних занятий просматривали видеозаписи танцевальных номеров своего коллектива, обсуждали с наставниками допущенные ошибки. Обычными стали для них и видеоуроки классического и народного танца, гимнастики, партерного растягивания и т. п.

Их продолжением был просмотр методических материалов по хореографии, записей телепередач, документальных фильмов, концертов при участии известных профессиональных коллективов. Наблюдая и слушая объяснения педагогов, ученики выполняли определенные упражнения и даже балетные па дома, отрабатывали практические навыки, поддерживали надлежащую физическую форму. Они также присылали видеотчеты о выполнении отдаленных домашних заданий преподавателям профессиональных дисциплин. При этом задания от последних получали и ученики, и родители, которые должны были контролировать учебный процесс...

Для многих полтавских мам и пап дистанционка была огромным испытанием. Особенно когда такое обучение практиковали и для детей младших классов. Ведь учителя нагружали совсем юных школьников учебными материалами и вместе с родителями обсуждали удобные и доступные для них онлайн-платформы, сервисы. А проверять выполнение заданий должны были родители. Не говоря уж о том, что оставлять таких малышей дома без присмотра взрослых нельзя. Но что делать, когда оба родителя работают, а бабушек и дедушек под боком нет?

Во время последнего локдауна отец первоклассницы Иванки Виктор вынужден был брать малышку с собой на работу, в офис. Был там для дочери и учителем, и воспитателем, и усатым нянем... «У дочери постоянно возникали вопросы по учебному материалу и домашним заданиям, — вспоминает Виктор. —Приходилось объяснять ей и вместе с тем выполнять свои служебные обязанности. Хорошо, что руководство относилось к такому «совместительству» с пониманием».

Преодолевать трудности Виктора и многих других родителей побуждает осознание того, что альтернативой в этом случае может стать только еще более стремительное распространение опасной инфекционной болезни. А если ее подхватит кто-то из близких, проблем перед каждым возникнет несравненно больше...

Полтава.

Фото с сайта «Суспільне: Полтава».